Папки-передвижки

Паспорт музыкального пособия «Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя» (4 фото)

Зуева Эмма Игоревна
Паспорт музыкального пособия «Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя»

Название: самодельный шумовой музыкальный инструмент из копыт и костей северного оленя «Музыкальные копытца»

ФИО автора: Зуева Эмма Игоревна, музыкальный руководитель МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск»

Цель: стимулировать интерес детей к игре на шумовых музыкальных инструментах. Ознакомить с культурой, искусством, бытом коренных малочисленных народов Севера.

Публикация «Паспорт музыкального пособия „Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя“» размещена в разделах

Методическая ценность: готовый кейс по самодельному изготовлению с детьми и использованию шумового инструмента из природных материалов.

Задачи:

- расширение знаний детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;

-развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, познавательного интереса, эстетического вкуса, мелкой моторики, развития речи;

- содействие созданию в детском коллективе атмосферы творческого сотрудничества, проявлению инициативы, самостоятельности и выбора детей;

- воспитание у детей уважения к культуре других народов, содействие принятию многообразия культур других народов, в частности, культуры коренных малочисленных народов Севера. Обеспечение в материалах по музыкальному воспитанию расового, этнического, культурного разнообразия.

Возможности, область применения: кейс с материалами может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям, родителям, а также широкому кругу заинтересованных лиц.

Возраст детей: 4-7 лет

В Российской Арктике проживает более 82 000 представителей коренных малочисленных народов - саамы, ненцы, ханты, манси, селькупы, кеты, энцы, нганасаны, долганы, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, эскимосы, кереки, чуванцы, коряки, ительмены, некоторая часть из которых (эвены, эвенки, юкагиры и др.) проживает в Республике Саха (Якутия, преимущественно в её арктической, заполярной части.

Музыкальная традиционная культура коренных малочисленных народов Севера является языком их самовыражения, самобытности, связи с родной землей и природой. Музыкальные инструменты коренных народов Арктики изготавливаются обычно вручную из природного материала - высушенного дерева, костей, жил, копыт животных и др. Основными видами хозяйства коренных малочисленных народов Севера являются и по настоящее время собирательство, охота, рыболовство и оленеводство. Особое место в жизни северных народов занимает северный олень – домашний и дикий. Олень – основа бесконечной, трудной кочевой жизни полярного кочевника, для жителей Арктики является и одеждой, и пищей, и транспортом. Поэтому, олень – один из главных образов многих пословиц, поговорок, песен, сказок. Вот некоторые пословицы о них.

Человека тундры распознаешь по его оленям (долганская)

У оленя - красота в рогах, у человека - в руках (эвенкийская).

Оленя если обижать, то и на привязи не удержишь (эвенкийская).

Олень и собака - друзья охотника (эвенкийская).

Как олень гордо несет голову свою, также высоко держи свое имя (эвенкийская).

Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу. Эвенкийская.

Оленю лучшая мерка - в дороге проверка (ненецкая пословица)

Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт (долганская пословица).

С 2016 года я начала осуществлять свой проект по изготовлению совместно с детьми шумовых музыкальных инструментов из копыт и костей северного оленя и использованию их на музыкальных занятиях.

Актуальность данного проекта представляется в том, что дети дошкольного возраста, проживающие в городских условиях, получают возможность изготовления собственными руками и по своему замыслу не сложных музыкальных шумовых инструментов, при этом знакомятся и получают представление о культуре коренных малочисленных народов Севера.

Педагогическая ценность. В силу детского любопытства - начального, самого простого этапа проявления познавательной активности, детям крайне интересно узнать, как устроен инструмент, за счет чего шумит, звенит. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и главном значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые пробуждают творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Шумовые инструменты – очень привлекательны для детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям, начиная с раннего возраста.

Мой выбор пал на копыта северного оленя, потому что их звук очень четкий, достаточно звонкий, сам материал - прочный, безопасный, легко обрабатывается, и конечно, необычный для детей, особенно в городских условиях, вдалеке от тундры. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Чрезвычайно важным считаю то, что детей привлекают не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами (помимо изготовления инструмента, без чьей-либо помощи извлекать из него звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовым инструментом, возможность манипуляций являются основными факторами моего педагогического успеха в работе с ними.

Описание этапов работы по проекту:

Подготовительный:

-Сбор культурных материалов коренных малочисленных народов Севера об олене (пословицы, поговорки, песни и др.). Знакомство с северными узорами. Создание собственных продуктов по тематике – сказок, песен.

-Сбор материалов, подготовка заготовок.

- Обучение, повторение с детьми правил безопасности по работе с ножницами, прибором для выжигания (выжигание – для детей старшего дошкольного возраста).

Реализационный:

-беседа с детьми о различных звуках, прослушивание звучания различных шумов;

-знакомство с шумовыми инструментами мира;

-ознакомление с авторской сказкой про копытца, пословицами, продуктами фольклора, беседа с детьми о культуре и быте коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Республике Саха (Якутия);

-рассматривание и игра на различных шумовых музыкальных инструментах, сравнительный анализ с детьми материалов и извлекаемых звуков;

-изготовление совместно с детьми самодельных шумовых инструментов;

-использование самодельных шумовых инструментов в играх и на занятиях.

Результативный:

-создание кейса по изготовлению и использованию шумовых инструментов в музыкальном воспитании детей;

-участие в конкурсах, фестивалях.

С момента реализации проекта достигнуты следующие результаты:

2016 г. - лауреат 1 степени вокальный ансамбль «Орончикан» 4 региональный конкурс- фестиваль «Зима начинается с Якутии»(фольклор);

2016 г. - лауреат 1 степени вокальный ансамбль «Орончикаан» в номинации фольклор на 4 Международном фестивале «Бриллиантовые нотки»;

2017 г. - сертификат участника. Вокальный ансамбль «Орончикаан». Открытый фестиваль-конкурс песенного творчества коренных малочисленных народов Севера «Эхо Тундры и тайги»;

2018 г. - лауреат 1 степени фольклорный ансамбль «Сир симэхтэрэ» в республиканском конкурсе «Дьрскэн куолас»/ «Звонкий голос»

Описание процесса изготовления шумовых инструментов

Я родилась в селе Казачье Усть-Янского улуса, в котором проживают люди многих национальностей - якуты, эвены, юкагиры, русские и др. Это красивые и суровые земли, выходящие к морю Лаптевых, где в древности обитали мамонты, шерстистые носороги, доисторические лошади и собаки. Здесь добываются золото, олово, жители улуса заняты переработкой рыбы, звероводством, и, конечно же, оленеводством. В Усть-Яне много северных оленей – домашних и диких. Местные жители широко используют мясо, рога, копыта, панты оленя. Поэтому поиск материала (копыта) для шумовых инструментов был для меня не проблематичен.

Необходимый материал:

копыта, фаланговые кости северного оленя, бубенцы различных размеров, большие бусины из дерева, округлые палочки длиной 17-20 см., кожаный шнурок, детский прибор для выжигания, цветные краски, лак бесцветный и без запаха (гипоаллергенный, кисточки, ножницы.

Процесс. Копыта северного оленя промываются, разделываются в сыром виде, долго вывариваются, снова в горячем виде разделываются для выемки костей (фаланговых) из копыт. Всё снова хорошо промывается в нескольких водах, для безопасности аккуратно обрезается край копыт, придается форма, всё тщательно высушивается. Затем дрелью просверливаются дырочки в костяшках и копытах.

Из дерева (сосна, лиственница, ель, береза) заготавливаются округлые палочки, которые тщательно обрабатываются до гладкого состояния во избежание появления заноз на руках. На концах палочек необходимо аккуратно проделать дырки для соединения с шумовой частью.

В целях большей эстетичности и красочности инструмента, детям предлагается по своему замыслу нанести карандашом узоры на эти палочки. Затем дети по желанию и в зависимости от возраста могут: с помощью прибора для выжигания с соблюдением правил безопасности выжечь заранее нанесенные ими на палочки контуры узоров (дети старшего дошкольного возраста) либо раскрасить красками (дети более младшего возраста).

В целях долгой сохранности инструмента, а также его облегченной обработки, желательно заготовленные палочки и части копыт и костей покрыть гипоаллергенным лаком. После высыхания лака детям предлагается составить собственный шумовой инструмент, нанизывая на кожаный шнурок, поочередно чередуя, кусочки копыт, фаланги костей северного оленя, большие бусины, бубенцы различных размеров.

После нанизывания, остается вдеть в дырочки на палочках кожаные шнурки с шумовыми частями и завязать. Самодельный шумовой инструмент «Музыкальные копытца» готов и выглядит очень необычно и нарядно, при этом, благодаря детской выдумке и фантазии каждый инструмент индивидуален и самобытен! В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо много. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Подобные шумовые музыкальные инструменты можно использовать в самостоятельных играх детей, музыкальных играх и упражнениях, а также в оркестре. Они помогают детям в их самостоятельной деятельности, в творческих импровизациях.

Для многих детей игра на самодельных шумовых музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, способ развития их музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы. Очень важно, что шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Паспорт музыкального пособия «Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя»
Фото «Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя»
Паспорт музыкального пособия - фото
Фото №1 Название самодельный шумовой
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Выбираем музыкальный инструмент для ребенка» Ваше чадо подрастает и встаёт вопрос об определении его в музыкальную школу. Не будем затрагивать такие аспекты, как «хочет ребёнок или.

Чистоговорка как инструмент развития речи детей в работе музыкального руководителя У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук.

Детская научно-практическая конференция «Знатоки северного оленя» Детская научно - практическая конференция «Знатоки северного оленя» (участники дети старшего дошкольного возраста) Автор: Поротова Людмила.

Конкурс «Самодельный музыкальный шумовой инструмент»Конкурс «Самодельный музыкальный шумовой инструмент» МАДОУ Тэгдинский детский сад «Белочка» Положение о Конкурсе «Самодельный музыкальный шумовой инструмент».

Паспорт многофункционального дидактического пособия «Счетная машинка. Трубопровод»Паспорт многофункционального дидактического пособия «Счетная машинка. Трубопровод» Название Многофункциональное авторское дидактическое пособие «Счетная машинка» («трубопровод») ФИО автора Васильева Тамара Александровна,.

Паспорт многофункционального пособия «Путешествия по земле нартов»Паспорт многофункционального пособия «Путешествия по земле нартов» ПАСПОРТ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЕ НАРТОВ" П МКДОУ д\с №7 (д\с №6) г. Алагира. Лучшие человеческие качества,.

Паспорт музыкального зала Общая информация о музыкальном зале 1. Площадь кабинета – 120 кв. м. 2. Посадочных мест для детей – 50 единиц; 3. Закрепленная мебель: шкаф-стенка.

Паспорт музыкального зала Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №15 «Северные звездочки» Паспорт музыкального.

Паспорт музыкального залаПаспорт музыкального зала Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте ФГОС. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности.

Отчет о проекте «Ложки как русский музыкальный инструмент»Отчет о проекте «Ложки как русский музыкальный инструмент» 22.11.2018г проходила районная музыкальная конференция на базе МКУ ДО-СЮТ,посвященная теме "Музыкальные инструменты" МКОУ Октябрьская СОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт музыкального пособия «Самодельный музыкальный шумовой инструмент из копыт северного оленя»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 05:40
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД