Галина Платонова
Паспорт проекта «Давайте беречь природу!» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Публикация «Паспорт проекта „Давайте беречь природу!“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Известно, что познание природы, забота о ней, возможны только при непосредственном взаимодействии с окружающим миром, и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей, направленную на исследование окружающей среды.
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Название проекта: «Давайте беречь природу!»
Тип проекта: долгосрочный (срок реализации проекта: сентябрь – май,
колективный, исследовательский, познавательно - творческий.
Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Организация проекта: создание в группе, на территории ДОУ условий для самостоятельной познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, вовлечение родителей в проектную деятельность.
Этапы проекта:
I этап - постановка проблемы, определение цели и задач проектной
деятельности.
II этап - организация деятельности в рамках проекта.
III этап - обобщающий (заключительный).
Первый этап
Проблема
Участие нашей группы в различных экологических акциях, конкурсах, получение детьми грамот и благодарностей, участие всего ДОУ, в федеральном природоохранном проекте «Эколята – Дошколята», наряду с информацией о бедственном состоянии окружающей среды, которая постоянно освещается во всех средствах массовой информации, - все это вызвало у ребят много противоречивых вопросов. Детей интересовало: «Почему загрязняется все вокруг?», «Как можно помочь природе?», «Как сделать мир чище?» и др.
После постановки проблемы, были определены цели и задачи проектной
деятельности.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.
Задачи проекта:
• формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
• прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
• развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
• формировать предпосылки поисковой деятельности у детей;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
• формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Продукты проектной деятельности:
• совместное с родителями обновление и пополнение «Уголка природы» в группе, участие в смотр-конкурсе «Лучший уголок природы в группе ДОУ»;
• совместное с родителями и детьми изготовление лэпбука «Береги природу».
• участие в районном детском фестивале талантов «Звездный калейдоскоп».
• участие в конкурсе «Экологическая сказка».
Предполагаемый результат:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство и проектную деятельность детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• создание в помещении группы предметно-развивающей среды, которая научит дошкольников понимать окружающий мир;
• появления у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• развитие у родителей интереса к природоохранительной деятельности с детьми; формирование основ экологического сознания в семьях.
Формы работы:
• Наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада.
• Познавательное чтение природоведческой литературы.
• Организация выставок детских работ.
• Просмотр видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.
• Продуктивная деятельность.
• НОД.
• Дидактические игры.
• Экологические праздники и развлечения.
• Анкетирование родителей.
• Участие родителей, педагогов и воспитанников в экологических акциях, конкурсах.
• Субботники с родителями.
Второй этап
Планирование работы в рамках проекта
Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях детского сада и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(Сентябрь - октябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.
Совместная деятельность педагога с детьми
• Беседа «Профессия - дворник»
• Решение проблемных ситуаций на тему «Что нужно сделать, чтобы мусора на планете было меньше?»
• Экскурсия по территории д/с
• Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе.
• Совместная трудовая деятельность на участке группы
(утепление корней деревьев и кустарников, опавшей листвой, сбор природного материала и листьев для аппликаций, гербария).
• Исследовательская деятельность «Почва осенью. Первые заморозки».
• Чтение экологических сказок: «Сказка о том, как разозлился дождь», (М. Пантюхина, «Кто вырастил ягодку» (Е. Коротаева).
• Продуктивная деятельность:
«Чудо-дерево», аппликации из
осенних листьев.
• Д/и «Можно – нельзя».
• НОД «В гостях у природы».
Взаимодействие с семьей
• Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников».
• Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы
развития детей дошкольного возраста».
• Участие в акции «Наш лес. Посади свое дерево».
• Трудовой десант
(проведение общесадовского субботника).
• Выставка-конкурс совместных работ детей и родителей «Осенние фантазии» (поделки из природного материала).
• Участие в конкурсе «Экологическая сказка».
(Ноябрь - декабрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края, формирование бережного отношения к «зеленым друзьям», к представителям животного мира.
Совместная деятельность педагога с детьми
• Беседы:
«Пташкам холодно зимой»
«Искусственная ель – спасенный лес»
«Животные Красной книги»
• Просмотр презентации «Птицы и животные родного края»
• Продуктивная деятельность:
• «Снегирь», «Елочка» (новогодняя открытка из детских ладошек).
• Украшение игрушками ели на участке группы
• Цикл наблюдений за елью.
• Чтение экологических сказок: «Приключения одного горного камня» (Н. Сырых, «Почему у мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова).
• Исследовательская деятельность «Лед цветной и прозрачный. Свойства льда».
• Чтение чувашкой народной сказки «Почему ель и сосна вечнозеленые».
• Чтение: Е. Чарушин «Волчишко»,
• В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки».
• Д/и «Угадай по описанию».
Взаимодействие с семьей
• Оформление информационного стенда для родителей «Экология в жизни ребенка».
• Участие в акции «Переработка «Сдай макулатуру – Спаси дерево!».
• Участие в акции «Покормите птиц зимой». Конкурс кормушек.
• Совместное с детьми изготовление памяток – листовок «Покормите птиц зимой».
• Совместное с детьми изготовление новогодних игрушек для украшение живой ели на территории д/с.
• Консультация для родителей «Как научить ребенка любить и охранять родную природу».
(Январь - февраль)
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности. Вода в природе: знакомство с реками, морями, озерами родной страны.
Совместная деятельность педагога с детьми
• Беседа «Вода вокруг нас»
• Огород на окне: сажаем лук и чеснок.
• Просмотр презентации «Моря и океаны на нашей планете»
• Исследовательская деятельность «Пар – это тоже вода», «Тонет – не тонет».
• Цикл наблюдений в природе «Вода зимой».
• Чтение экологических сказок: «Водяное царство» (М. Гребенева, «Почему льдинка исчезла?»
(Ю. Игошина).
• Чтение: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».
• НОД «Кругом вода»
Взаимодействие с семьей
• Выпуск листовок «Берегите воду»
• Оформление информационного стенда для родителей «Кругом вода».
• Выставка совместных работ (рисунки, коллажи, аппликации) на тему «Берегите природу!».
(Март - апрель)
Цель: закрепить знания детей об изменениях в природе в разные времена года, о бережном отношении ко всему живому на планете.
Совместная деятельность педагога с детьми
• Беседа «Первоцветы – подарки весны».
• Продуктивная деятельность: плакаты «Берегите Землю».
• Исследовательская деятельность «Волшебный солнца луч».
• Экологический праздник «Сердце природы. День Земли».
• Участие в конкурсе «Звездный калейдоскоп».
• участие в смотр-конкурсе «Лучший уголок природы в группе ДОУ»
• Рассматривание и чтение энциклопедий для дошкольников о растениях и животных.
• Чтение экологических сказок: «Про Звездочку и космический мусор»
(А. Бачерикова, «Лесной пожар»
(А. Смирнова, А. Устинова).
• Огород на окне: сажаем овощи и цветы на рассаду.
• Д/и «Какое время года?».
Взаимодействие с семьей
• Участие в акции «Переработка «Сдай макулатуру – Спаси дерево!».
• Отрытый показ ООД по экологии (в рамках проведения Дня открытых дверей в д/с).
• Подготовка к участию в конкурсе «Звездный калейдоскоп»
(Май)
Цель: обобщение полученных знаний, проведение итоговых мероприятий.
Совместная деятельность педагога с детьми
• Беседа «Мы готовы любить и защищать природу»
• Экологическая викторина «Мы-друзья природы».
• Изготовление итогового продукта проектной деятельности – лэпбука «Береги природу».
Взаимодействие с семьей
• Изготовление итогового продукта проектной деятельности – лэпбука «Защитники природы».
• Трудовой десант
(проведение общесадовского
субботника).
Третий этап - обобщающий (заключительный)
Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Анализ достижения целей и результатов проекта. Составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Заключение
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов, использования различных форм деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. Ребята научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. Пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – ТЦ Учитель, 2009. – 192 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А. и др. Проекты в работе с семьей. Методическое
пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Латынина Н., Синицына Е. Сказки Земли. Серия «Через игру – к совершенству» - М. : «Лист», 2000. – 144 с.
4. Николаева С. Н. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М. : Мозайка-синтез, 2010. – 175 с.
5. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. Методическое пособие / Сост. Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева,
Т. А. Данилина и др. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.