Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Валентина Булгакова
Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – родителей и воспитателей.

Во ФГОС дошкольного образования направленность воспитательной деятельности взрослых обозначена целевыми ориентирами - социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и др.). Решение данной задачи осуществляется нами – педагогами – в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.

В нашей группе раннего возраста «Цыплята» создан уголок сенсорного развития, который способствует обогащению сенсорного опыта наших ребятишек, и помогает воспитателям осуществлять задачи познавательного развития.

Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами.

Разнообразие игр, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей.

Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определённые умения. Например, в играх-шнуровках малыши сначала учатся продевать шнурок в отверстия, затем – пришнуровывать более мелкие детали к крупным. Играя с прищепками, учатся сначала снимать их, а затем уже надевать.

Ежемесячно появляются новые игры и пособия, стимулирующие познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленные руками воспитателей и родителей (законных представителей). Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, даёт детям возможность свободного выбора деятельности.

Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д.

Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.

Переносная песочница, оборудование для игр с водой и крупой используются в совместной и самостоятельной деятельности детей, для экспериментирования, во время непосредственно образовательной деятельности.

Еще одно универсальное пособие в нашей группе - развивающая ширма «Познавайка», с помощью которой можно проводить дидактические игры, её легко складывать и переносить, она многофункциональна, её можно использовать как ширму для театра, использовать в играх как палатку, домик и т. д.

1 секция. Используется для дидактической игры «Помоги маме развесить белье» (предметы одежды выполнены из фетра). При необходимости может использоваться и для других игр, связанных с группированием (можно вешать карточки, геометрические фигуры и т. д.)

2 секция – двухстороннее полотно. Здесь можно поиграть в игру «Кто где живет?». Створки окошек снабжены пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией. В каждом окошке - «жители», те животные, которых детки уже знают и могут назвать: лошадка, собачка, кошка и т. д. (конечно же, игра сопровождается звукоподражанием).

Вторая сторона секции - дидактическая игра «Спрячем медвежонка от дождя». Зонтик полностью разборный, крепится на липучки. Его можно сложить в кармашек на пуговицах и предложить детям поискать мишке зонт. Облако шуршащее и мягкое, что позволяет детям обогащать сенсорный опыт. Капельки, висящие на шнурке, можно передвигать, длину шнурка тоже можно изменять.

3 секция. Здесь представлена дидактическая игра «Плетение». Выполнена она из решеток для раковины, лент и шнурков. Позволяет переплетать ленты и шнурки, продевая их в ячейки решетки так, как захочется. Вторая часть створки напоминает счеты. Здесь можно перебирать пальчиками бусины, кубики, детали конструктора, светящиеся мячики, имеющие массажный эффект, а футляры от киндер-яиц таят в себе некий сюрприз - деревянные фигурки животных или мягкий шарик, стимулируя любознательность. Есть звуковые детали и колокольчик.

Развивающая среда сенсорного уголка безопасна, игры, игрушки, пособия имеют сертификат качества и соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.

Оборудование сенсорного уголка используется для организации совместной деятельности дошкольников раннего возраста с воспитателем, для организации самостоятельной деятельности, а также в работе с родителями: в проведении родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей.

Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями. В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого – создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей по изготовлению развивающих игр своими руками «Игры из ничего».

Таким образом, объединяя наши усилия, мы делаем все для того, чтобы наши дети полноценно развивались каждый день.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Бизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возрастаБизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возраста Бизиборд как средство сенсорного развития у детей раннего возраста. Актуальность: Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста Почему главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное? Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Цветы
  • Игрушки
Автор публикации:
Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста
Опубликовано: 12 июня 2019 в 21:02
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

Коллективная аппликация «Наше лето»
Групповая работа средней группы "Капитошки", готова представить вашему вниманию композицию под названием " Наше лето". Потребовалось нам для этой работы:...
Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста
Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием речи. Они также...
Дидактическая игра-вкладыши «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...