Елена Рябова
Паспорт экологического проекта «Насекомые малышки-наши меньшие братишки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка»
Московская область, город Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка. Д. 9
Экологический проект
«Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
средняя группа № 4 «Матрёшка»
Руководитель проекта
Воспитатель : Рябова Е. Н.
г. Балашиха
2017г.
Паспорт проекта
Публикация «Паспорт экологического проекта „Насекомые малышки-наши меньшие братишки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
«Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Описание материала: Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет, родителей, воспитателей ДОУ. Данный проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе насекомых, развитию поисково – исследовательской деятельности, решению задач бережного отношения к природе.
Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.
Данный проект поможет окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек и жучков – мир насекомых.
Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы.
Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.
Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые на прогулку.
Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Актуальность
Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В любом городе, можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, освоят этические нормы отношений к живому, научатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.
Экологическое воспитание дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Насекомые привлекательны, удивительны, малозаметны из-за размеров
и разнообразны. Знания о них, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Насекомые являются неотъемлемой частью мира живой природы, от которого зависит и наша жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Проблема проекта : Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема:
Хорошо ли, что так много насекомых, пользу или вред они приносят?
Насколько велика их роль в природе?
Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять?
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней, для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Гипотеза: Если будут обеспечены максимально – благоприятные условия для развития у детей способностей к поисковой и исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном и экологическом развитии детей.
Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка»
Адрес: Московская область, город Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д. 9
Автор: воспитатель Рябова Елена Николаевна
Вид, тип проекта : краткосрочный, информационно - исследовательский
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы №4 «Матрёшка», узкие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед.
Сроки проведения: 20 апреля – 20 мая 2017 г.
Возраст детей: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, воспитание патриотизма, любви и бережного отношения к природе родного края и её охране.
Задачи проекта :
Развивать устную речь, мышление, внимание, память, воображение.
Развивать эстетическое чувство, умение увидеть и почувствовать красоту природы.
Знакомить дошкольников с некоторыми видами насекомых занесённых в «Красную книгу» Московской области.
Воспитывать у детей эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения.
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её.
Наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Привитие интереса к объекту природы – насекомые.
Приобретение навыков по определению и различию насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и т. д.).
Получение новых знаний о пользе или вреде насекомых, в жизни людей и растений.
Повышение речевой активности через составление описательных рассказов о насекомых, используя опорные схемы, модель – насекомые.
Расширение кругозора детей о насекомых, занесённых в «Красную книгу» Московской области.
Формирование у детей навыков к исследованию объектов природы, проведению анализа и выявлению причинно-следственных связей.
Привитие бережного отношения к природе, и стремлению к правильному поведению по отношению к насекомым.
Приобретение навыков в составлении плана-схемы «экологическая тропа».
Для педагогов:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.
Развитие музыкально – творческих способностей.
Создание совместно с детьми «экологической тропы» на своём участке с указателями.
Для родителей:
Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей, привлекая их к осуществлению образовательной деятельности в семье;
Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей по развитию в группе предметно – развивающей среды.
Продукт проекта :
оформление групповой выставки с работами детей «Бабочки и пчелы»;
оформление тематического альбома «Насекомые»;
сценарий театрализованной постановки сказки «Стрекоза и муравей» на новый лад;
сценарий театрализованной постановки сказки «Лесные жители»
конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия «В стране насекомых»;
конспект игры-викторины «Мир насекомых»;
конспект беседы с детьми «Правила поведения в природе»;
конспект беседы «Насекомые ползают, летают, прыгают»;
конспект НОД «Путешествие в страну насекомых»;
конспект НОД «Муравьи-санитары леса» (экологическая тропа);
конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Насекомые», «Путешествие в царство насекомых»;
конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры»;
конспект НОД «В стране насекомых» (конструирование при помощи геометрических фигур по схемам);
конспект НОД по конструированию на тему «Насекомые» (деревянный конструктор)
консультации для родителей «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
консультация для родителей «Берегите мир насекомых»;
консультация для родителей «Если ребёнка ужалила пчела»;
план-схема «экологической тропы» нашего участка;
макет экосистемы «муравейник»;
экологический макет «В гости к насекомым»;
лэпбук «Что я знаю о насекомых»;
презентация проекта.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Создание условий для реализации проекта :
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
разработка конспектов НОД, бесед;
подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»;
сбор материалов для детского творчества;
подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
составление плана основного этапа;
определение целей и задач проектной деятельности.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
Реализация основных видов деятельности по основным направлениям проекта
С воспитанниками:
проведение бесед, тематических занятий;
рассматривание иллюстраций;
чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»;
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»); К. Ушинский «Пчелки на разведках»; К. Чуковский «Тараканище»; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»;
прослушивания музыкальных произведений (Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов», прослушивание аудиоэнциклопедии «Удивительные насекомые» Рочева А. К. «Познавательная программа для детей» ;
заучивание стихов А. Барто «Фонарик», Е. Жданова «Божья коровка»,
«Про жука»;
чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых;
просмотр презентаций «Насекомые», «Муравейник»;
просмотр мультфильмов «Под грибом», «Зайчонок и муха», «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей»;
наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчёлами, жуками);
дидактические и настольно-печатные игры на тему: «Насекомые»;
подвижные игры на тему: «Насекомые»;
разучивание пальчиковых игр на тему: «Насекомые»;
организация Центра книги в соответствии с темой проекта в группе;
театрализованная деятельность с воспитанниками, обыгрывание сказкок «Стрекоза и муравей» на новый лад, «Лесные жители».
С родителями:
консультирование по теме проекта;
пополнение Центра книги в группе книгами по теме проекта;
привлечение родителей к созданию лэпбука «Что я знаю о насекомых»;
создание родителями знаков запрета поведения в природе;
оформление информационного стенда для родителей;
создание родителями стенгазеты «Мир насекомых».
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Сформировать желание стать другом природы, беречь и охранять её.
Показ театрализованной постановки «Стрекоза и муравей на новый лад» для младшей группы №6 «Теремок».
Проведение итогового занятия по физической культуре «Как муравей друзей искал».
Проведение игры-викторины «Мир насекомых».
Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив.
Организационный компонент
Реализация запланированных мероприятий.
Образовательные области Реализация запланированной деятельности Цели и задачи
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Исследователи», «Муха-цокотуха», «Муравейник», «Паучки». Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Учить моделировать игровой диалог.
Игра-викторина
"Мир насекомых"
Закреплять представления детей о насекомых.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Игровой тренинг с использованием сенсорных модулей «Приключение на летнем лугу» (взаимодействие с психологом) Развитие сенсомоторной и познавательной сферы, снятие психоэмоционального напряжения.
Интегрированное занятие «В стране насекомых» Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза).
Познавательное развитие НОД «Путешествие в страну насекомых» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Беседа «Насекомые ползают, летают, прыгают»
Систематизировать представление детей о многообразии насекомых,
НОД «В мире насекомых»
Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Беседа «Правила поведения в природе»
Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.
НОД «Муравьи-санитары леса» (экологическая тропа) Формирование у детей осознанного бережного отношения к природе.
НОД по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Закрепить представление о геометрических фигурах, умение различать их, составлять из них рисунки.
НОД «В стране насекомых» (конструирование при помощи геометрических фигур по схемам)
Формирование пространственного, зрительного представление и закрепление знания о насекомых
Исследовательская работа. Метод исследования «Отлов-выпуск». Изучение ползающих насекомых путём установки ловчего цилиндра (ловушка Барбера).
Путешествие по экологической тропе Развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, умение наблюдать и обобщать результаты наблюдений
Речевое развитие НОД «Путешествие муравья» Развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи
Логоритмическое занятие «Как муравьишка дом солнышка искал» (взаимодействие с логопедом) Упражнять в проговаривании стихотворного текста, четком артикулировании звуков, развивать чувство ритма.
НОД по развитию речи «Путешествие в царство насекомых»
Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Расширять словарный запас с помощью наглядности.
Конспект НОД по развитию речи детей
на тему: «Насекомые»
Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы.
НОД по развитию речи «Божья коровка и кузнечик» Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения по схеме «Модель - насекомые»
Художественно – эстетическое развитие Театрализованное представление «Стрекоза и Муравей» на новый лад (взаимодействие с музыкальным руководителем)
Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
Конспект занятия с использованием Лего- конструктора, деревянного конструктора, конструктора липучки
«Насекомые весной»
Познакомить детей с разными видами конструкторов, способами крепления деталей; учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
«Бабочка» (раскраска) Эстетическое воспитание ребёнка, обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие художественного вкуса.
НОД лепка «Муравей»
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях муравья.
НОД по изобразительной деятельности «Бабочки»
Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа бабочки на основе художественного слова.
НОД аппликация «Бабочка» Учить детей техники симметричного, силуэтного вырезания по контуру. Закреплять навыки работы с ножницами.
Физическое развитие Утренняя гимнастика
«Пчёлки» Поднять эмоциональный, мышечный тонус; закрепить знания о жизни пчёл.
«Бабочки» Повысить мышечный тонус, настроение; развить пластику движений, выразительности; закрепить знания о способах передвижения бабочек.
«Муравьишки» Поднять эмоциональный фон; повысить мышечный тонус; закрепить знания о действиях муравьёв, их образе жизни.
«Комарики» Поднять настроение, мышечный тонус; развить выразительность пантомимики детей.
НОД по физической культуре «Как муравей друзей искал» (взаимодействие с инструктором по физической культуре) Развивать силу основных групп мышц, координацию движений, ловкость, выносливость.
Предметно – развивающая среда.
Книжный уголок 1. Книги для рассматривания, чтения и обсуждения:
Г. Х. Андерсон «Дюймовочка»,
К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Сутеев «Под грибом», Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Н. Владимирова «На полянке рос грибок»;
2. Картинки и иллюстрации по теме.
Центр сюжетно – ролевых игр Атрибуты костюмы игрушки для игр (маски насекомых).
Центр экспериментирования Модели насекомых, лупа, картинки, экологический макет «В гости к насекомым», макет «Полянка с насекомыми», макет экосистемы «Муравейник».
Центр строительно – конструкторских игр Схемы, строительные материалы.
Центр дидактических и развивающих игр Лото «Насекомые», карточки словестных игр, пазлы, мозаика. Модели насекомых, картинки, лэпбук.
Центр продуктивных видов деятельности Иллюстрации с изображением насекомых, раскраски.
Методическая литература:
1. ФГОС дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М. : Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.
3. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
4. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
5. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
6. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
7. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
9. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
10. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
11. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
12. Интернет- ресурсы:
https://nasekomiy-mir.ru/
https://bio.1september.ru/
https://macroclub.ru
www.youtube.com
Оборудование и материалы:
- Плакат, стенгазета, панно
- Альбом
- Схемы
- Картотеки игр, гимнастик, стихотворений, х/д произведений
- Медиа файлы
- Фото, видео презентации
- Материалы для проведения занятий в соответствии с целью и задачами
Методы и приё мы:
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения, театральное представление;
игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, игра – драматизация;
практические – проблемные вопросы, самостоятельные и коллективные наблюдения, исследование.
Рефлексивный компонент:
Данный проект открыл для детей удивительный мир насекомых. Помог ответить на вопросы: значение насекомых в природе, образ их жизни. Дети научились видеть в насекомых друзей природы и человека, бережно к ним относиться.
В перспективе:
- дать больше знаний о живых объектах (какую важную роль они значат для природы и человека, чтобы дети больше ценили и берегли всё, что нас окружает;
-провести исследование ночных насекомых нашей местности;
- продолжать расширять образовательные и воспитательные возможности «экологической тропы», для формирования экологической культуры детей.
Результативный этап
Опыт детей в сфере экологического воспитания обогатился путем использования научных методов и приемов. Собрали бесценный материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
дети готовы охранять и защищать насекомых;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы экологическим проектом «Насекомые малышки – наши меньшие братишки» следует сделать вывод:
для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.