Любовь Горяинова
Патриотическое воспитание детей дошкольников через знакомство с малой Родиной — Старый Оскол
▼ Скачать + Заказать документы
Малая родина - островок земли,
под окном смородина, вишни
расцвели. Яблоня кудрявая, а под
ней скамья. Ласковая малая
родина моя!
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольников через знакомство с малой Родиной — Старый Оскол» размещена в разделах
Цель работы одна – воспитание достойного, гуманного, социально активного, но пока маленького гражданина России.
Задач много:
• воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитания уважения к труду;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• знакомство детей с символами государства и малой родины;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.
Принципы работы.
1. Учёт возрастных особенностей.
2. Принцип дифференцированного подхода, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка.
3. Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
4. Принцип интегративности. Реализуется с семьёй, библиотекой, музеем.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство. Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формированию социальной компетенции ребёнка, осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формированию знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временный период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту,где он вырос. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному
из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.
Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, рисование, беседы, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы).
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
- надо сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами.
- обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить: «как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такие названия? Что оно может означать?»).
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Использовала такие выражения: «это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы».
- использовала доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняла, не употребляла специальной терминологии, не перегружала рассказ сложными грамматическими конструкциями.
В своей работе обязательно подчёркивала, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находят отражения то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, детских садах. Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей необходимы не только тем, кто живёт рядом.
- в родном городе, как в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибшим героям, провожают новобранцев на службу в армию.
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы определяла объём и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усвоили знания постепенно.
Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Темы повторяются в возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержание сообщаемых знаний конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объёму познавательного материала и следовательно по длительности изучения. Занятия и разнообразная деятельность детей по каждой теме планируются несколько раз в год, но в какой-то промежуток времени определённая тема разрабатывается особенно широко. Обычно это связано с делами людей, со знаменательными датами. Работа по каждой теме включает занятия, игры, свободную деятельность детей.
Тематическое планирование помогает правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями. Рациональная дозировка материала во многом определяет качество усвоения. Слишком малый или, наоборот, чрезмерный объём знаний не будет способствовать должной мыслительной активности ребёнка. Слишком подробный рассказ, например, об истории возникновения города, широкое использование краеведческого материала, чрезмерное увлечение деталями, приведут к тому, что дети не всё поймут, не всё усвоят, в результате у них снизиться интерес к подобного рода знаниям. Если же, наоборот, слишком мало беседовать с ребятами, тогда они сами, без помощи, будут пытаться разобраться в той информации, которую получают из теле-и радиопередач, из домашних бесед со взрослыми, друг от друга. Приобретённые таким образом представления станут неточны, знания бессистемны.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому в работе помогают такие методические приёмы, как сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей предложение задавать вопросы друг другу, игровые приёмы.
Знания о родном городе дети получают в основном на занятиях, которые условно можно разделить следующим образов:
- занятии, имеющие целью дать детям конкретные представления о родном городе на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, условные прогулки) или опосредованного (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);
- занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают своё отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуры, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Эффективность нравственно- патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в том случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
- административно-управленческом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, консультации и др.)
- воспитательно-образовательном : деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; согласование тематики занятий по ознакомлению с городом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми работами с краеведческим материалом; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; диагностику изменений в его развитии.
В течении последних четырёх лет проводилась целенаправленную работа по воспитанию любви к городу. Работу проводилась по двум направлениям : с детьми и их родителями. Для реализации поставленных задач был составилен тематический перспективный план для каждой возрастной группы. (Приложение №1)
Одной из форм работы педагог выбрала экскурсии и целевые прогулки. Путешествия начались с территории детского сада. Дети рассматривали здание сада, оборудование детских площадок. Отметили, что то что мы имеем нам нравится, решали что сделать чтобы сохранить всё в таком же виде. Следующее путешествие было к жилому дому, в котором живёт девочка из группы. Заглянули в подъезд. Дети пытались сами найти ответы на вопросы, например: почему в подъезде грязно? Что могут делать дети для поддержания чистоты в нём? Испорчена кнопка лифта, как будут подниматься на верхние этажи больные и старые люди? Затем решали, как можно сделать двор красивее и чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали воспитывать у детей активную гражданскую позицию.
Очень понравилась детям целевая прогулка в детский парк микрорайона Жукова. Беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать и ценит труд людей.
Целевую прогулку к памятнику Г. К. Жукову совершили в День освобождения города- 5 февраля, где попали на большой праздник, отмечаемый жителями города. В День Победы, по традиции, дети дарили цветы ветеранам, читали стихи о Великой Отечественной войне.
На занятиях, так как игр по ознакомлению с городом Старый Оскол нет, разработала ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», пазлы «Мой город». (Приложение №2)
С символикой города знакомила детей на занятиях «Герб нашего города». (Приложение №3). Уточнить знания помогли игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи флаг по памяти». Дети рассматривали карту нашего города, микрорайона с отметкой нашего детского сада. (приложение №4). На занятиях, говоря о символах, дала детям понятия о том, что символ России и нашего детского сада – берёзка. Этой теме в опыте был посвящё н цикл мероприятий: аппликации, конкурс рисунков «Русская берёза», наблюдение за распускающимися листочками, заучивание наизусть стихов о берёзе (Приложение№5, сбор гербариев и изготовление поделок из берёзовых листьев, рассматривание картин И. Левитана и А. Куинджи «Берёзовая роща», А. Саврасова «Грачи прилетели». Для родителей – информация о красоте и лечебной силе русской красавицы. (Приложение №6).
Знакомство с растительным и животным миром проводила с помощью карты, на которой животные и растения нашей местности. Здесь помогли альбомы с видами нашего города в разное время года. Рассказы детей о посещении местного зоопарка и дендрариума убедили педагога в том, что детям,вместе с родителями интересно то, что вокруг нас.
В разделе «Предприятия города и труд взрослых» говорили о том, что предприятий у нас много: главные, второстепенные, вкусные. Дети запоминали логотипы предприятий с помощью дидактической игры «Найди нужный логотип» (Приложение №7). Рассматривали альбом «Все профессии важны» с фотографиями родителей наших детей на рабочем месте. Беседовали о пользе разных профессий и производимой продукции для людей нашего города.
Знакомство с храмами и памятниками Староосколья является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Здесь помогли альбомы «Храмы и памятники Старого Оскола» (Приложение№8, занятие «Колокольные звоны», где дети узнали о значениях колокольного звона.
В целях программ по воспитанию здорового подрастающего поколения велись беседы о том, что имеется у нас в городе для реализации этих задач: спортивные клубы, бассейны, боулинг клуб, тенхаус, дворцы спорта. Выдающимся человеком в этой области, знаменитым далеко за приделы нашего небольшого городка является Фёдор Емельяненко. Нашим детям есть к чему стремиться! В числе людей достигших определённых заслуг в области спорта есть и выпускники нашего детского сада. Например, Анашкина Катя – мастер спорта по спортивной гимнастике, Тараненко Игорь – бронзовый призер России по боксу, Долматов Роман – мастер спорта по теннису, Кислянских Михаил – тренер российской сборной по кикбоксингу. (Приложение №9).
В разделе «Знакомство с транспортом» давала представления о видах городского транспорта: машинах (легковых и грузовых, а также о пассажирском транспорте (автобусах, трамвае, такси) ; дидактическая игра «Чего не хватает?» - закрепляет знания детей о составляющих машины, автобуса. С помощью другой дидактической игры «Эволюция» выстраиваем цепочку развития транспорта от телеги до ракеты. (Приложение №10)
Знакомились и с народно – прикладным искусством нашей местности – старооскольской игрушкой. Участвовали дети в различных мероприятиях. Детей радуют русские костюмы, оформленный в русском стиле зал, самовар, пироги, блины с маслом. Они чувствуют себя не сторонними смотрителями, а участниками жизни страны, города.