Лучший педагог года

Патриотическое воспитание дошкольников

Светлана Полищук
Патриотическое воспитание дошкольников

1. Первые представления дошкольников о родном крае.

Первые представления о родном крае, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны.

При отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

2. Определять, какие воспитательные задачи можно решить, исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.

3. Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.

Младшая группа.

Круг интересов детей ужу выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями и воспитателями они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.

Совершая целевые прогулки с малышами по ближайшим к детскому саду улицам, педагог показывает им, например, магазин, кинотеатр, клуб и в доступной форме объясняет их назначение.

Во время прогулки педагог показывает детям, где трудятся их родители: “Вот магазин, здесь работает мама Димы”.особое внимание воспитатель должен уделять прогулкам с малышами по празднично украшенным улицам.

Средняя группа.

Программа ознакомления детей пятого года жизни с родным краем может включать такие темы: “Улицы нашего города (села)”, “Село - город”, “Москва – главный и самый большой город нашей страны”.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство – улицу или двор… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Воспитатель должен научить детей замечать все происходящее вокруг. В основе методики ознакомления детей с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Целесообразно планировать экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

Проводя наблюдение или целевую прогулку, педагог должен одновременно заботиться о нравственном, умственном, эстетическом воспитании детей.

Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развития их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: “Наша улица”, “Новый детский сад”.

Дети средней группы должны знать, что если поехать на автобусе или на поезде, то можно увидеть много разных городов и сел, а самый большой и главный город страны – Москва. Все это на одном занятии расскажет воспитатель.

В ознакомлении детей с родным городом, ближайшим селом, поселком большая роль принадлежит родителям. Воспитатель в индивидуальной беседе или на родительском собрании расскажет, с какими объектами, достопримечательностями целесообразно познакомить дошкольников этого возраста, почему это должна сделать семья, как провести то или иное наблюдение или поездку.

Понятия “город” или “село” легче усваиваются путем сравнения: дети рассматривают картины, изображающие сельский или городской пейзаж, сами рисуют село многоэтажные городские здания, с помощью воспитателя конструируют сельский постройки (дом, ферма и др.).

Знакомя детей средней группы со столицей нашей Родины, воспитатель должен сообщить им примерно следующее: главный город нашей страны называется Москва; в Москве есть Кремль, Красная площадь; в Москве есть много красивых зданий.

Рассматривание иллюстраций лучше всего провести за несколько дней перед занятием. Тогда на занятии дети будут более активны и смогут ответить, что изображено на картинках, что есть на Красной площади, каков Кремль и т. п. Занятие – беседа о Москве может быть проведено с использованием художественных произведений.

Старшая группа.

Пятилетние дети ужу значительно больше знают о своем родном городе или селе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.

Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домой, благоустройство города, села. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет важное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.

Круг интересов и представлений детей воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране.

С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему : “Город - село”. В зависимости от того, где живут дети – в селе или в городе, - последовательность ознакомления с этими понятиями будет разной. сельские дети сначала знакомятся с родным селом, а затем раскрывается понятие “город”. Городских детей сначала знакомят с родным городом, а затем подводят к осознанию понятия “село”. Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры – занятия с макетами.

Пятилетние дети должны усвоить не только понятия “село” и “город”, но также новые для них понятия “столица”, “страна”; они ужу должны знать, что больше – село или город, город или страна.

В течение года воспитатель планирует 3 – 4 занятия, посвященных столице нашей Родины. Основная цель их: вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.

Нельзя представить себе современного человека любящего свою Родину, но не знающего произведений великих писателей, художников, композиторов.

С произведениями А. Пушкина дети впервые знакомятся в средней группе. Тогда воспитатель лишь называет имя поэта и показывает его портрет. В старшей группе ребята получают ужу более систематические и глубокие знания.

Подготовительная группа.

Знакомя детей с той местностью, где живут дети, с их родным краем, педагог ужу в гораздо большей степени обращает их внимание на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе или селе. Воспитатель рассказывает, почему здесь поставлен этот памятник, какому событию или человека он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие подвиги, военные и трудовые, совершены на этой земле.

Дети подготовительной группы должны ужу достаточно хорошо уяснить для себя понятия “село”, “город”, “страна”.

Занятий посвященных нашей Родине, должно быть несколько: “Москва – столица России”, “Москва – самый красивый город нашей Родины” и т. д. Безусловно, проводя все эти занятия, воспитатель использует большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видео.

Большую помощь в проведении этих занятий оказывает художественная литература. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений воспитатель планирует изобразительную деятельность детей (рисование и аппликация).

Более глубоким становятся и представления детей о климатических и природных зонах России.

Дети подготовительной группы интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Многие ребята под руководством взрослых в семье собирают фотографии космонавтов, марки и значки и т. д. Занятия будут интересны детям, если готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю. А. Гагарине, о его жизни и работе. В групповой библиотечке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на “космические” темы.

В подготовительной к школе группе углубляются знания детей о великих писателях, художниках, композиторах. [1.,с31].

Формирование чувства любви к природе родного края.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;

• Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

Интерес к природе появляется ужу в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

С детьми 3 – 4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременные, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике. Постепенно границы наблюдений расширяются. Малышам доступно рассказывают о том, что дает нам природа.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем. Однако, воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе.

Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому. Постепенно содержание труда в природе усложняется.

Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами.

В средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями.

Знакомить дошкольников этого возраста с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.

Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.

Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание. Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства.

Воспитатель учит детей не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать постепенно связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы.

Конечно, в среднем дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного, действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, важно не только, “сколько деревьев посадил каждый ребенок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…”.

В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общений с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.

В старшей группе педагог проводит беседы о труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей природе, воспитывают у них чувство гордости за труд человека.

Во второй половине года в старшей группе можно проводить беседы об охране природы, о создании заповедников.

Воспитатель побуждает детей к труду в природе, постепенно у них воспитывается умение замечать необходимость своего труда и проявлять инициативу.

В старшей группе труд становится более разнообразным, систематическим, инициативным и несет определенную физическую нагрузку.

У детей подготовительной к школе группы возникает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Где бы ни находился детский сад, воспитатель обязательно должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луч, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе. Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья.

Если в детском саду есть телевизор, то иногда полезно посмотреть с детьми некоторые телепередачи из серии “В мире животных”. В уголке природы должна быть небольшая теплица, в которой дети сами выращивают растения. Живыми обитателями уголка могут быть черепаха, хомяк, морская свинка.

Педагог углубляет и расширяет представления детей о труде людей по преобразованию природы.

Детям подготовительной группы уже доступны довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Поэтому воспитатель может широко использовать на занятиях и в свободное время пейзажную лирику: “Уж небо осенью дышало…”.

Передавать свое отношение к природе ребенок может в творческом рассказе или придуманном им самим стихотворении.

При обучении рассказыванию не только развивается связная и выразительная речь ребенка, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к природе в речевой деятельности.

Интересны и доступны детям и другие формы выражения своего отношения к природе, например, создание “живых” картинок из цветов и фруктов.

Показателем эмоционально – положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок “Природа и фантазия”. С большим удовольствием ребята делают из шишек, веток, желудей забавные игрушки, сувениры. [1.,с56].

Заключение.

Итак, в заключении можно отметить, что возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.

Детей дошкольного возраста чаще всего называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.

Учет возрастных особенностей особенно важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания.

Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир.

Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т. д.

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина»Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина» Программное содержание: Цель: воспитание любви к Малой Родине. Задачи: Образовательные: Закрепить умение узнавать и называть государственные.

Патриотическое воспитание дошкольников «Помним, гордимся» ВидеоПатриотическое воспитание дошкольников «Помним, гордимся» Видео В детском саду очень важную роль играет патриотическое воспитание. И лучший возраст для этого это старше-подготовительный от 5 лет, когда.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 29 января 2021 в 12:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД