Светлана Морозова
Патриотическое воспитание младших школьников (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
(теория)
Особенности патриотического воспитания младших школьников
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Публикация «Патриотическое воспитание младших школьников (часть II)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций, организации поисковой работы следопытов.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Связь патриотического и национального воспитания
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В традициях народного воспитания – отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти свое место в жизни. Народные традиции сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, готовыми мыслями, отображаемыми и отшлифованными в течение тысячелетий. Сила народной педагогики – в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В последнее время в стране (и в нашей области в том числе) активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это привело к разработке программ, в основе которых лежит воспитание гражданина-патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.
Однако многим из нас сегодня, увы, неведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа.
Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный миро, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.
В сегодняшней России традиционное общество ставится в соответствие с метафорой семьи, а современное – с метафорой рынка.
Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского полиэтнического сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.
Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяться их совокупностью, интеграцией. Каждая их этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».
Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.
В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.
Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.
В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Источников таких великое множество. При изучении памятников литературы – поучений, житий – учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.
В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией. Одним из основных направлений можно считать «Краеведение» и «Народоведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников.
Заключение
Система работы по патриотическому воспитанию младших школьников обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Именно в младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.