Майорова Марина Владимировна
Патриотическое воспитание студентов педагогического колледжа средствами краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I.Аннотация. с. 3
II.Введение. с. 4
III. Основная часть…. ….с. 5
1. Воспитание патриотизма современной молодежи средствами краеведения
2. Значимость воспитания патриотизма у студентов педагогического колледжа
3. Система работы преподавателя естествоведческих дисциплин по воспитанию патриотизма через краеведческий материал
IV.Заключение. с. 11
V.Список литературы….… с. 12
VI. Приложения. с. 13
Аннотация
Публикация «Патриотическое воспитание студентов педагогического колледжа средствами краеведения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Данная методическая работа посвящена проблеме патриотического воспитания студентов педагогического колледжа средствами краеведения.
Методическая работа раскрывает следующие вопросы:
• воспитание патриотизма современной молодежи средствами краеведения;
• значимость воспитания патриотизма у студентов педагогического колледжа;
• система работы преподавателя естествоведческих дисциплин по воспитанию патриотизма через краеведческий материал;
Предложенная работа может оказать методическую помощь педагогам профессиональных организаций в реализации патриотического воспитания обучающихся средствами краеведческого материала.
Введение
Сегодня важной задачей всех институтов воспитания является возрождение духовности, нравственности, патриотических чувств российского общества через интериоризацию подрастающим поколением общечеловеческих и духовных ценностей.
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к уровню духовно-нравственного и патриотического воспитания учителя, к уровню его подготовки к преподаванию предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности, которые стали важным компонентом школьного образования, и фактическим уровнем духовно-нравственного и патриотического воспитания выпускников педагогических образовательных профессиональных организаций. Данные противоречия обуславливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании :
проблемы создания благоприятной духовно-нравственной среды в образовательной организации;
проблемы совершенствования форм, методов, средств патриотического воспитания будущего учителя;
проблемы совершенствования содержательной и научно-методической подготовки будущего учителя к преподаванию естествоведческих дисциплин, и организации внеурочной деятельности краеведческой направленности.
Названные проблемы послужили основанием для усиления патриотического и духовно - нравственного компонента в подготовке учителя в Областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Галичский педагогический колледж Костромской области».
Костромской край - родина сильных, мужественных людей, родина путешественников, мореплавателей, ученых. Разве можно забыть о людях, прославивших свой край подвигами и трудами: Иван Сусанин, Юрий Смирнов, Геннадий Иванович Невельской и многие другие. Неповторимы природа и архитектура Костромского края.
Каждый уголок Костромской области имеет свою уникальность. В нашем городе Галиче, где древние земляные валы, старые стены и камни мостовой – всё овеяно легендами. Топографическое и историческое расположение колледжа делают его центром духовно-нравственного и патриотического воспитания региона. Колледж расположен на берегу живописного древнего Галичского озера, на территории первой древнейшей крепости Галича и Староторжского монастыря, основанного в конце 15 века в древнем городе.
Использование на уроках и во внеурочной работе краеведческого материала активизирует работу студентов, повышает интерес к проблеме изучения конкретных вопросов, которые легче усваиваются на краеведческом материале, помогает формированию общих и профессиональных компетенций.
Основная часть
I. Воспитание патриотизма современной молодежи средствами краеведения
Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Патриотизм сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники. Патриотизм не может быть навязан, насильно внедрен в сознание и чувства людей, не может быть сформирован, подобно тому, как формируются поезда. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе.
Основной чертой патриотизма является почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области, а также любви к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. В самом замысле воспитывать счастливого человека, любящего свою семью, близких, страну, свой родной край, свое профессиональное дело, заложена идея патриотического воспитания, неотделимого от общих целей воспитания и образования.
Воспитание патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность образовательного учреждения и общества по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием молодежи, характерными особенностями которого являются: способность быстро накапливать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта.
Краеведение является важным фактором патриотического воспитания молодежи. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. Одна из задач преподавателей – воспитывать в студентах чувство уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.
Формы краеведческой работы разнообразны : экскурсии, туристические походы, встречи с местными краеведами, конкурсы. Наряду с наблюдениями, записями на экскурсиях, чтением литературы по своему краю, подбором материалов из газет и журналов, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность. Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение причинно-следственных связей природы формируют у студентов интересы и склонности к исследовательской работе.
II. Значимость воспитания патриотизма у студентов педагогического колледжа
Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 был утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года ФГОС НОО. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В процессе реализации стандарта в конце 4 класса мы должны получить следующий портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Анализируя данный «портрет» выделим значимость воспитания патриотических личностных качеств у детей младшего школьного возраста. Студенты педагогического колледжа, как будущие учителя, должны уметь воспитывать в детях эти личностные качества. Им предстоит сформировать личность младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а, следовательно, воспитывать и патриотические личностные качества.
Воспитывать чувство патриотизма у младших школьников может лишь такой учитель, который сам понимает, что такое патриотизм, знаком с методами и формами воспитания патриотизма, а главное в его собственном сознании, в его делах и личностных качествах просматривается истинный патриот.
В педагогическом колледже разработаны критерии патриотической воспитанности студентов :
1. целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
2. дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
3. коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
4. здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
5. патриотическая деятельность (осознанное активное участие в практических мероприятиях патриотической направленности).
Исходя из особенностей педагогической специальности и контингента обучающихся (98 % это девушки) в колледже разработана и действует Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся, основной целью которой является дальнейшее развитие у студентов активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества. В рамках Программы большое внимание уделяется вопросам формирования у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свою Родину, её прошлого и настоящего. Формирование социально-активных студентов – граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в колледже, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
Основными задачами работы по патриотическому воспитанию студентов являются :
1. достижение полного взаимодействия между всеми субъектами воспитательного и образовательного процессов в воспитании патриотизма, любви к малой родине и своему Отечеству;
2. привитие студентам ощущения себя как гражданина своей страны и истинного ее патриота через различные формы внеурочной работы с применением краеведческих материалов;
3. формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
В процессе достижения поставленной цели традиционными стали:
- мероприятия, посвященные изучению символики Российской Федерации;
- месячник «Испытало нас время свинцом и огнем!», посвященный Дню Памяти воинов-интернационалистов Костромской области;
- операция «Забота», направленная на поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла;
- образовательные Акции «Я – гражданин России»;
- волонтерские акции «Марафон добрых дел»;
- участие в городской и областной историко-краеведческой акции «Ищу героя»;
- торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, Дню героев Отечества, Дню Конституции;
- еженедельные радиопередачи, посвященные историческим событиям и международным событиям Дня;
- встречи с участниками Великой Отечественной войны, и тружениками тыла; бывшими военнослужащими, представителями военного комиссариата;
- военно-спортивные мероприятия;
- выставки художественных работ «И помнит мир спасенный.», «Сороковые - грозовые» и др.
Большое внимание уделяется военно-спортивной подготовке обучающихся. Ежегодно юноши участвуют в Фестивале допризывной молодежи «Готов к защите Родины», городской спартакиаде допризывной молодежи, в учебно-полевых сборах.
Образовательное учреждение участвует в городских смотрах-конкурсах историко-патриотических музеев и комнат боевой и трудовой славы, организуемых Комитетом по делам культуры, туризма, молодежи и спорта администрации городского округа город Галич, так как важным элементом гражданско-патриотического воспитания является организация работы музея.
Накопленный в течение десятилетий богатый архивный материал по этапам истории образовательного учреждения, воспоминания сотрудников и выпускников разных лет, собранные и оформленные материалы о преподавателях разных лет, отзывы о работе выпускников, являются волнующими документами истории нашего учебного заведения. На специальных стендах и альбомах размещены фотографии, подлинные документы, свидетельствующие о жизни известных выпускников колледжа, руководителях, преподавателях, ветеранах учебного заведения. Об успехах и достижениях коллектива свидетельствуют награды, грамоты, кубки, памятные подарки. Стало доброй традицией начинать знакомство групп нового набора с колледжем с посещения музея. Здесь организуются и проводятся тематические классные часы, встречи с выпускниками, ветеранами войны и труда, гостями колледжа. Систематически организуются выставки творческих работ преподавателей и студентов.
Студенты вовлечены в процесс сбора, исследования и оформления материалов, пропагандирующих славные боевые подвиги и традиции русского народа, оформление стендовой информации, уголков Памяти.
Обучающиеся являются активными участниками областных и городских молодежных образовательных форумов «Патриот», где успешно представляют свои работы и проекты, победителями городской легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, участниками и победителями круглогодичной спартакиады «Здоровье», областных зимних и летних спортивных игр на призы губернатора Костромской области и др.
Содержательная работа проводится по вопросам формирования гражданской позиции обучающихся, их ответственного отношения к своим гражданским обязанностям. В 2012 году в колледж стал победителем в конкурсе на лучшую информационно-разъяснительную работу среди молодых избирателей среднего профессионального образования городского округа город Галич, а студенты – победителями конкурса слоганов, посвященных выборам «Мой голос важен для страны» и конкурса на лучшую эмблему выборов в органы государственной власти 2011-2012гг. «Я голосую «За»…».
Опыт работы образовательного учреждения по патриотическому воспитанию молодежи был представлен мною на Областных Солигаличских чтениях, посвященных 200-летию со дня рождения Г. И. Невельского.
Таким образом, патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм наших студентов наглядно проявляется в коллективных настроениях (общий настрой группы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в общественной и спортивной жизни колледжа, в родственных чувствах к своей семье, в оценках к образу их жизни, к истории, к культуре, к государству, к системе основополагающих ценностей. Студент педагогического колледжа как будущий учитель не просто должен быть патриотом, а обязан им быть.
III. Система работы преподавателя естествоведческих дисциплин по воспитанию патриотизма через краеведческий материал
В каждой работе, в том числе и по воспитанию патриотизма, должна быть своя система. Я, как преподаватель естествоведческих дисциплин, хочу поделиться той системой работы, которая сложилась у меня.
Ближе всего к теме изучения прошлого и настоящего – краеведение. Представления о родных местах расширяются и углубляются за счет познания своей страны, области, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер – эти и другие сведения студенты получают на уроках по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания». На уроках используется краеведческий материал. Наиболее эффективно его применение при изучении разделов «Рельеф Земли», «Водная оболочка Земли», «Многообразие органического мира». При изучении раздела «Рельеф Земли» мы уделяем особое внимание особенностям рельефа нашего края, а закрепление знаний происходит на полевой практике, проходящей по графику учебного процесса летом, на вторых курсах. На полевой практике по МДК Естествознание с методикой преподавания со студентами вторых курсов мы продолжаем изучать историю, формы рельефа, растительный и животный мир нашего края. (Приложение № 3)
На каждом курсе обучения планирую разноуровневые мероприятия патриотической направленности с использованием краеведческого материала. В ходе проведения мероприятий происходит формирование составляющих патриотизма.
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности студентов и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты
Студенты первых курсов в ходе этих мероприятий приобретают социальные знания, то есть достигаются результаты первого уровня, где особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими педагогами как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта. В группах нового набора проводятся экскурсии «Город, в котором мы живем и учимся» (в рамках практики «Ознакомление с профессиональной деятельностью») и в краеведческий музей. От преподавателя, проводящего экскурсию, или от экскурсовода музея студенты узнают об истории образования, памятниках архитектуры нашего города (Приложение №1).
Для достижения результатов второго уровня обучающиеся взаимодействуют между собой на уровне группы, а также с другими группами в образовательном учреждении, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой студент получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Студенты получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Между группами вторых курсов проводим КВН «Знаешь ли ты свой край?» (Приложение №2). В ходе этого мероприятия студенты расширяют и углубляют знания о Костромской области.
Для реализации третьего уровня результатов включаю студентов в подготовку и проведение различных мероприятий. Обучающиеся включаются во взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения в открытой общественной среде. Студенты третьих и четвертых курсов включаются в проведение различных акций. (Например, ежегодная городская акция «Чистый город»).
В 2013-2014 учебном году была проведена «Неделя краеведения», посвященная 200-летию со дня рождения Г. И. Невельского. Неделя краеведения началась с радиолинейки «Гордость Костромского края», на которой было объявлено о цели ее проведения и планировании мероприятий. План недели вывешивался на доску объявлений образовательного учреждения. В методическом кабинете была организована выставка литературы на тему «Выдающиеся земляки». Студенты первого курса выпустили газету «Великие путешественники», в которой осветили важнейшие вехи жизни Г. И. Невельского. Студент Смирнов Дмитрий, уроженец города Солигалича, привез видеофильм о Г. И. Невельском и продемонстрировал его в рамках работы видеоклуба «Наш земляк Г. И. Невельской». В ходе студенческой научно-практической конференции «Г. И. Невельской – великий путешественник и первооткрыватель», мы подняли вопрос о том, почему так мало знаем о знаменитых людях нашего края. Студенты старших курсов выступали с сообщениями о выдающемся земляке. Каково было удивление многих присутствующих, когда они узнали, как увековечена память о нашем земляке на Дальнем Востоке. В ходе практики «Организация внеурочной деятельности и общение младших школьников» студенты проводили беседу с использованием ИКТ о Г. И. Невельском в 4 классах. Данное мероприятие проводилось с целью приобщения студентов к изучению историко-культурного наследия Костромского края.
Таким образом, на старших курсах студенты достигают третьего уровня результатов, т. е. получают опыт самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, патриотом. Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Заключение
Патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Краеведение является важным фактором патриотического воспитания молодежи. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. На краеведческом материале о нашем крае, его природе, людях, происходит воспитание патриотических чувств в нашем образовательном учреждении. Специфической особенностью этого процесса является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, но главным критерием его результативности была и остаётся готовность будущего учителя к выполнению своего профессионального долга.
Воспитание патриотизма в педагогическом образовательном учреждении имеет особую значимость в связи с тем, что будущие учителя не просто могут быть патриотами, а обязаны ими быть, являясь наставниками, воспитателями своих учеников. Отрадно отметить, что за последние годы число наших юношей и девушек, которым не безразлична судьба своей Родины, значительно выросло. От многих обучающихся можно услышать о том, что свое будущее они хотят связать со своей Родиной и приносить ей пользу. Наши выпускники идут работать в школы Костромской области, достойно показывают себя в профессии, являясь примером достойного гражданина и патриота своей малой и большой Родины.