Белобородова Гульнара
Патриотическое воспитание в образовательной деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Белобородова Г. К. ,
методист, МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко»,
с. Альменево, Курганская область.
Все чаще мы слышим – воспитать патриота своей Родины. А что значит патриот? Почему в нравственное воспитание входит духовность, патриотизм, коллективизм? Все эти вопросы задают многие современные педагоги, ищут наиболее интересные и эффективные способы для решения данного вопроса.
Публикация «Патриотическое воспитание в образовательной деятельности детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста является актуальным на современном этапе нашего общества. Впечатления ещё не осознаны, но уже пропущены через детское восприятие. Они играют огромную роль в формировании личности патриота.
Государство, восстанавливает утраченное чувство патриотизма и гражданственности. Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2015г. N 1493 утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы». Основной «. целью является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
Основным результатом реализации Государственной Программы «станет формирование системы патриотического воспитания граждан. ; внедрение новых эффективных комплексов учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию. ; активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества. ; развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества. ; повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию. формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи.».
Все начинается с детства. Как писал великий русский педагог В. А. Сухомлинский «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Родился маленький человечек, его окружают родные, дом – это его крепость. И родители прививают ему любовь к родным, к своему дому. Проходит время и ребенок пошел в детский сад. Педагоги вводят его в социальный мир, направленный на усвоение норм и ценностей (моральных и нравственных) принятые в обществе.
Воспитание патриотических чувств начинается с малого: с названия улицы, села или города, в котором они живут, формированием интереса к малой родине, знакомства с государственными праздниками, с символикой России. Дети знакомятся с бескрайними просторами и национальностями, живущие рядом и на территории страны. На занятиях воспитанники узнают о столице, о великих и известных людях, которые прославили нашу Отчизну.
Конечно, все сведения, которые педагоги дают детям, достаточно сложны для усвоения (особенно события прошлого). Но при умелом подборе материала, методов и приемов, средств и форм, доступные малышу можно достичь положительного результата в развитии патриотического отношения к действительности.
В нашем детском саду вся работа построена на комплексном подходе к развитию личности гражданина и патриота России через формирование целостной картины мира. Весь получаемый детьми материал разбит на блоки:
- Детский сад;
- Человек и окружающий мир;
- Я в мире человек;
- Я и моя семья;
- Моя малая родина;
- Знакомство с народной культурой и традициями;
- День защитника Отечества;
- День Победы.
В каждом блоке определены темы, которые раскрывают содержание данного блока.
Отражалась работа и в разнообразной детской деятельности : игре, художественно-продуктивной, познавательной, чтении, музыке, коммуникативной. С детьми были организованы игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые; просмотр мультфильмов, иллюстраций и картин. Совместно с родителями воспитатели в каждой группе оформили стенгазеты к празднику День защитника Отечества. Дети старшего возраста с интересом посещают районный краеведческий музей «Дружба», где знакомятся с героическим прошлым нашего села и людей в годы ВОВ, в Афганской войне, трудовыми достижениями в сельском хозяйстве, культурным и национальным наследием, с жизнью людей тех национальностей, которые живут рядом.
На педагогов детского сада лежит основная ответственность за формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, ценностных и культурных наследиях нашего народа, его традициях и праздниках. Как малыш воспримет, как ему преподнесут эти знания, что закрепится и останется в детском сердце – все это пройдет в дальнейшей его жизни.
Чтобы вырастить полноценную личность необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как одно целое, поэтому вся образовательная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, т. к. они являются главным авторитетом для ребенка, а педагоги умело, и вовремя подсказывали родителям как лучше это сделать.
Семья – это начало духовного рождения человека, это первый коллектив в жизни будущего гражданина. Именно в семье формируются основные черты характера, привычки.
«Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эти слова А. С. Макаренко и сегодня несут воспитательное значение. Как родитель ведет себя на работе, какие мысли он высказывает о стране, государстве дома, с какой позиции относится к политической обстановке, то и впитывают дети.
В целом мы считаем, что работа нравственного и патриотического воспитания в нашем детском саду ведется системно, мы участвуем во всех мероприятиях муниципального масштаба на нравственно-патриотические темы. Считаем, что совместная работа педагогического коллектива, систематически проводимая с воспитанниками, взаимодействие его с социумом, сотрудничество с родителями, дают положительные результаты.
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Помните, что отношение к Родине, её истории, культуре, языку передаётся от нас, взрослых, к детям.
И с уверенностью можно сказать, что каждый воспитанник станет настоящим патриотом и гражданином нашего общества и с гордостью скажет: «Я живу в России», будет достойно продолжать великую историю нашей страны.