Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях

Джалаева Альбина
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях

Педагогическая находка участника конкурса «воспитатель года — 2019»

«Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях».

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Сегодня обществу нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.

Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:

- Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;

- Развитие речи детей;

- Развитие сенсорных, слуховых способностей,

- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти

- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики

- Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука

- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников

- Развитие у детей умственных способностей

- Развитие у детей комплекса музыкальности:

1. чувство ритма,

2. ладовое чувство

3. эмоциональная отзывчивость.

4. музыкальная память

5. музыкальный слух

В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:

- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

- Наблюдения за объектом

- Просмотр иллюстраций

- Прослушивание музыкальных произведений

- Беседа с элементами дискуссии

- Познавательный рассказ музыкального руководителя

- Проведение опыта, эксперимента.

В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельности входят следующие разделы:

- сочинительство

- изготовление простейших музыкальных инструментов

- сюрпризные моменты

- игры-эксперименты

- концерты

- фотовыставки

- развлечения

- занятия эксперименты

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т. д.

Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя изображается шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Интерес к исследованию стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка. Исследование предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на все сферы действительности. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно это характерно для одаренных детей. Как приучить малышей думать? Это задача педагога и решается она в том случае, если обучение становится «проблемным» и содержит элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать обучение надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы. Занятия, в которых обычный предмет, обычное явление рассматривается с разных сторон, не только с точки зрения его утилитарного использования или проявления, но и с выявлением его не совсем привычных особенностей. Например, бумага «говорит», обладает способностью передавать нам привычные и узнаваемые на слух звуки окружающего мира, бывает «бумажная» музыка? Может ли «бумага» стать центральной темой занятия с детьми? На этот и подобные вопросы мировая педагогическая практика уже дала свой положительный ответ. Убедилась в этом и я применяя на музыкальных занятиях исследовательские методы, когда занятия носят названия: «Бумажный карнавал», «Осенние листья рассказывают», «История дедушки Инея», «Путешествие веселой Сосульки». Пожалуй, главное, что происходит на этих занятиях — это именно событие, связанное с путешествием и открытием, удовольствие и игрой, в которой педагог и дети равнозначны. Здесь получается обучение уже не репродуктивное, а творческая деятельность; в этом занятии присутствует все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Моя задача- создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребёнок сможет самореализовать себя, найти себе дело по силам интересам и способностям.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребёнка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков.

Исследованиям и экспериментам я, иной раз, посвящаю целое музыкальное занятие. Например, музыкальное занятие, посвящённое музыкальному инструменту- «колокольчику». На протяжении всего занятия используются разные виды деятельности: слушание, исполнительская деятельность, игра!

Дети знакомятся со строением колокольчика разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только разной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками.

Дети знакомятся с колокольным звоном, разного настроения: взволнованный, тревожный, торжественный, звон - радостный, праздничный. Затем предлагаю детям изобразить звучание колокольчиков голосом:

-Дон-дон-дон-большой колокольчик;

-Дили-дили-дили- маленький.

Можно поиграть в «Жмурки» с колокольчиком.

Чаще всего исследование и эксперименты я включаю только в какую-либо часть занятия. Когда я знакомлю детей с музыкальными инструментами- бубном и приёмами игры на нём, я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент, него есть свой голос,но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я возьму его в руки, он начинает радоваться и весело звенит, вот так (показ).Ребята, у моего бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть).

Я сыграю весёлую музыку и бубны повеселятся вместе с нами.

-Ребята, а если я ударю по бубну кулачком, он на меня обидится, и рассердиться, послушайте…попробуйте тоже ударить его кулачком. Дети сравнивают звучание бубна, когда он «веселиться» и когда он «обижен».

Когда знакомлю детей с барабаном, предлагаю детям попробовать постучать по нему пальчиками, ладонями, прутиками или веточками от веника, разными палочками (деревянными, пластмассовыми).

Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Я стараюсь заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность. Например, предлагаю прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Можно предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке. После изучения звуковых свойств, предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучание деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д, используя игровые приёмы. В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребёнка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. После приветствия музыкальные инструменты вступают в «Деревянный разговор»- дети разбиваются по парам и с помощью звуков, издаваемых инструментами. «рассказывают» друг другу истории. Затем можно поменяться инструментами, а можно найти другого партнёра. После «разговора» инструменты вместе с детьми танцуют, побуждая найти образные движения для передачи характера музыки.

Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным «переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами, а затем и изготовлению их своими руками. Содержательно это выглядит просто и даже примитивно, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.

Внутри каждого из нас живёт самый главный наш инструмент-голос. Голосом тоже можно поэкспериментировать. Для этого существуют игры с голосом: «Катание на санках с горки», «Волшебная коробочка». Наше тело- это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, так называемые «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы,щелчки и т. д). Следующий вид музыкальной деятельность и экспериментирование-это музыкально ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен.

Исследование одних звуков переходит в исследование других. Разработаны и успешно, используются циклы занятий, посвященные звукам металла, стекла, бумаги, пластика и т. д.

Знакомство со звуками природы, узнаваемые их инструментальной музыке формирует и расширяет предоставления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки, звук грома, звук текущей воды и прю).Игры со звуком-очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным, а созданный позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительно-эмоциональной атмосфере и много значит для детей.

Почти все, что нас окружает - звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком - еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточную бумагу и т. д.

Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире, рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях - это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний.

Заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс помогут также «сказки-шумелки», которые с большим удовольствием озвучиваются детьми с помощью музыкальных, шумовых инструментов и звукоподражания. Взяв в руки инструмент, ребёнок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником!

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

"Рождение музыкальных инструментов"

Е. Н. Егорова

Однажды человек на берег вышел,

Морскую раковину подобрал,

Поднёс её он к уху и услышал

Шум волн: как будто бы за валом вал

Накатывает на песок прибрежный.

Задумался, находку покрутив,

В её отверстие подул он нежно

И услыхал приятный вдруг мотив.

Ещё раз дунул - энергично, сильно,

Чтоб громкий, резкий отзыв получить.

Так выучился звучно и красиво

На раковине человек трубить

В дни праздников, в сражениях, в дороге…

С тех пор минуло много тысяч лет.

Изобретён из кости, глины, рога

Народом каждым свой был инструмент.

Волынку сделали из козьей кожи,

Из дерева - кларнет, зурну, фагот…

Из меди трубы стали делать позже,

И медь, блестя на солнышке, поёт

В оркестре духовом великолепно,

Когда идёт торжественный парад.

И в залах, и в садах для нас волшебно

Мелодии воздушные звучат.

Публикации по теме:

Игровая деятельность на музыкальных занятиях Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Детство – это.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме «Свойства песка» НОД по разделу: ознакомление с окружающим (природное окружение). Тема: «Свойства песка». О. О. Познавательное развитие: создать условия для.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми «Удивительный воздушный шар» Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях. Задачи: Обучающие: 1. Научить.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 13:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Такие разные подружки!
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...
«Сказ про то, как Весну украли!» Фотоотчёт фольклорного досуга для детей среднего...
Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским народным...