Ирина Туктарова
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми «Удивительный воздушный шар»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности.
2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
3. Закрепить знания о свойствах резины.
4. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
5. Закреплять умения соблюдать технику безопасности.
Развивающие:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми „Удивительный воздушный шар“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
1. Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению.
2. Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, любознательность.
3. Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать.
2. Отстаивать собственное мнение, отстаивать правоту.
3. Развивать умение работать в группе.
Интеграции образовательных областей:
1. Познавательно-исследовательская,
2. Формирование элементарных математических представлений.
3. Художественно- эстетическая.
Материалы: резиновые шары по количеству детей, ёмкость с водой, резиновые перчатки по количеству детей, конверт с письмом, картинки, белые халаты, маркеры.
Методы и приё мы:
1. Методы повышения эмоциональной активности.
2. Сюрпризные моменты.
3. Методы повышения познавательной активности.
4. Игровые приемы.
5. Проблемные ситуации и задачи.
Ход занятия.
1 часть. Вступительная.
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Семёновна.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости прилетел воздушный шарик. Но не просто воздушный шарик, а с письмом. Давайте его прочитаем.
Здравствуйте ребята! Я совсем маленький, и я летал – гулял вместе со своими друзьями – шариками, но подул сильный ветер и я улетел от них, и остался совсем один. Я очень переживаю, что ничего не успел у них узнать, какой я! И я хочу попросить вас, ребята, чтобы вы рассказали обо мне, так как я ничего не знаю о себе.
Воспитатель:
- Ребята, поможем шарику?
Дети: - Да.
Воспитатель:
- Но прежде чем рассказать, нам самим сначала надо изучить все свойства шарика. Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздушного шарика. Покружились, покружились и в учёных превратились.
(одеваем специальные халаты, в которых работают учёные в лаборатории)
- Все превратились в учёных?
Дети: - Да!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая у нас большая лаборатория, как много лабораторных столов, мы теперь настоящие учёные! Все готовы помочь нашему другу, шарику?
Дети: - Да!
Воспитатель:
- Что делают в лаборатории?
Дети: - Опыты, эксперименты.
Воспитатель:
- Прежде чем пройти в лабораторию и приступить к работе, мы должны вспомнить правила поведения в ней.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя, а руководитель ваш - это я.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно и аккуратно относится к оборудованию. Поработал – аккуратно положи на место.
Воспитатель:
- Вы готовы?
- Пройдите в лабораторию.
- И прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте настроимся на рабочий лад. Встаньте в круг и повторяйте за мной движения.
Подвижная игра «Воздушный шар»
(дети стоят в кругу, взявшись за руки).
С мамой в магазин ходили (идут по кругу)
Шар воздушный там купили (показывают шар)
Будем шар там надувать (дуем)
Будем с шариком играть (руки вверх)
Шар воздушный надувайся (взявшись за руки, идём в круг)
Шар воздушный, раздувайся (идем назад)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел (руки вверх и покачали руками)
Да за веточку задел,
И лопнул! (хлопают в ладоши)
Воспитатель:
- Вы готовы к исследованиям?
Дети: - Да!
2 часть. Практическая.
- Приступим к работе.
- Как вы думаете, из какого материала сделан воздушный шарик?
Дети: - Из резины.
Воспитатель:
- Все в этом уверены?
- Давайте узнаем, какая резина по своим свойствам. Подойдите к первому столу.
(на первом столе у детей лежат шарики по количеству детей)
Воспитатель:
- Возьмите в руки шарик, сожмите его в руке.
- Какой он на ощупь?
Дети:- Мягкий.
Воспитатель:
- Значит первое свойство резины она МЯГКАЯ. Можно ли такое свойство предмета как мягкость сравнить с ватой
Дети:- Да.
- Тогда мы мягкость обозначаем картинкой с изображением ваты. (вешаем на доску картинку ваты).
- А что ещё бывает мягким?
- Давайте погладим ладошкой по шарику, он какой гладкий или шершавый
Дети: – он гладкий!
Что ещё вокруг нас гладкое, (ответы детей, а стекло гладкое, значит, гладкость обозначаем картинкой с изображением кусочка стекла.
- Попробуйте шарик разорвать. Получилось?
Дети: - Нет.
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему?
Дети: - Он прочный.
Воспитатель:
- Третье свойство резины – она прочная. Давайте это свойство обозначим картинкой с изображением железной цепи, которую нельзя разорвать. (вешаешь)
- Вот мы и узнали что шарик прочный.
- Ребята, возьмите шарик и надуйте его.
- Что с ним происходит?
Дети: - Он становится большим.
Воспитатель:
- А почему так происходит?
Дети: - Потому что, когда мы его надуваем, то в шарик попадает воздух, и поэтому он и называется воздушным, он растягивается и становится большим.
Воспитатель:
- Молодцы!
- А когда сдуваем, каким он становится?
Дети: - Маленьким.
Воспитатель:
- Значит, шарик бывает большим и маленьким.
- Значит четвертое свойство резины – она эластичная и может растягиваться. Эластичность мы обозначим картинкой с изображением резинки
(картинка резинки)
Воспитатель:
- А теперь перейдем к следующему столу.
- Как называются предметы, сделанные из резины?
Дети: - Резиновые.
Воспитатель:
- Молодцы!
- Какие предметы из резины вы знаете?
Дети:- Резиновые сапоги, перчатки, колеса для автомобилей и велосипедов, шланги для воды, ластик, резиновые игрушки.
Воспитатель:
- Правильно!
- А для чего нужны резиновые сапоги?
Дети:- Чтобы ходить в дождливую погоду.
Воспитатель:
- А почему в дождливую?
Дети: - Потому что они не промокают.
Воспитатель:
- Молодцы!
- Какие вы наблюдательные.
- А для чего нужны резиновые перчатки?
Дети:- Чтобы не промокли руки.
Воспитатель:
- Резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими.
- Вот мы сейчас и проверим, пропускают ли воду резиновые перчатки. Наденьте перчатку на руку и опустите в воду. Выньте руку из воды и снимите перчатку.
- Ну, что промокли ваши руки в перчатках?
Дети:- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети: - Потому что они резиновые и воду не пропускают.
Воспитатель:
- Мы узнали, что резина не пропускает воду.
- Значит пятое свойство резины – она водонепроницаемая и это свойство мы обозначим картинкой с изображением резиновых перчаток
(картинка перчаток)
- А теперь посмотрим на доску и вспомним, какие свойства резины мы узнали.
Дети: - Резина мягкая, гладкая, прочная, эластичная., водонепроницаемая.
Эксперимент с шариком 1
Воспитатель:
- Ребята, подходим к следующему столу, где лежат кусочки бумаги и надутые шарики.
- А знаете ли вы, от чего работает электрический чайник, утюг, телевизор, компьютер и многие другие электроприборы, которыми мы пользуемся каждый день?
Дети: - Электрический ток.
Воспитатель:
- Правильно, электричество! Ребята, а знаете ли вы, что окружает оно нас повсюду – оно «живет» в наших вещах, бумаге, даже у нас в волосах.
- Давайте проверим.
- Нам понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. – На столе у нас лежит шерстяной плед. Потрите шарик о плед и сразу поднесите к кусочкам бумаги.
- Что произошло?
Дети:- Они прилипли к шарику.
Воспитатель:
- Правильно! Когда мы трем шарик о шерстяную вещь, он получает электрический заряд. А так как электрические заряды притягивают, то и к шарику притягивается бумага, и шарик даже может прилипнуть к стене.
Воспитатель:
- Ребята, это еще не все волшебные свойства нашего шарика.
- А хотите, я вам покажу фокус?
Дети: - Да.
Воспитатель:
- Для него нам понадобится воздушный шарик и иголка.
- Как вы думаете, что произойдет с шариком, если его проткнуть иголкой?
Дети:- Он лопнет.
Воспитатель:
- А я могу сделать так, что шарик не лопнет.
Для этого я беру шарик, приклеиваю кусочек скотча и то место, где приклеен скотч, прокалываю иголкой, иголка свободно прокалывает шар, но шар не лопается.
- Ребята, секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама иголка закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить неё. Но, к сожалению, шарик все равно будет испорчен.
Воспитатель:
- Ребята, вам сегодня понравилось работать в нашей волшебной лаборатории?
Дети: - Да.
Воспитатель:
- А скажите, с каким настроением вы сегодня работали?
Дети: - С хорошим.
Воспитатель:
- Покажите, свое хорошее (веселое) настроение?
- Покажите грустное настроение?
- Подойдите к следующему столу, здесь у нас лежат шарики и маркеры. Давайте возьмем по шарику, положим их в плошки- подставки и нарисуем свое настроение.
(дети рисуют радость или грусть на шариках)
- На этом наше занятие закончено. И нам нужно возвращаться в детский сад. Покружились, покружились, в детский садик возвратились.
-Мне очень у вас понравилось, вы такие молодцы, дружно работали в моей волшебной лаборатории и за это я вам оставлю в подарок вот эти весёлые красивые шарики. Давайте прощаться, до свидания.