Приложение МААМ

Педагогическая направленность деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Подготовка к обучению грамоте»

Вихарева
Педагогическая направленность деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Публикация «Педагогическая направленность деятельности в подготовительной группе по речевому развитию „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Поэтому обучение детей по программе Журовой Л. Е. позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период.

Цель программы - подготовка дошкольников к обучению грамоте

Основные задачи:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2. Развитие звукобуквенного анализа слова.

3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Владеют умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).

Детей 6-7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д. Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков. Дошкольникам объясняют, что есть заглавные и строчные буквы (большие и маленькие). На этом этапе детей учат работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные звуки обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки - фишками красного цвета). Это, в свою очередь, создает у детей ориентировку на гласную букву, что помогает им овладеть механизмом позиционного чтения в русском языке (чтение прямых слогов: ма, мя, мо, мё, му, мю и др. зависит от следующей за согласной гласной буквы).

Затем дошкольников учат изменять слова, заменяя гласные буквы в смешанных моделях, где согласные звуки представлены фишками нейтрального цвета (лук - люк - лак). Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, избегая тем самым «муки слияния» звуков, то есть побуквенного чтения.

На следующем этапе, когда сформирован механизм чтения, детей продолжают знакомить со знаковой системой языка; последовательно со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило, пару звуков (М - м, мь; Н - н, иь; Р - р, рь и т. п). Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки». Овладение этим навыком позволяет воспитателю предлагать детям тексты для чтения, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы, поговорки и т. д.). С целью проверки понимания прочитанного, проводится специальная работа, включающая вопросы воспитателя и задания по пересказу текста. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением.

Одновременно можно учить детей писать, но только печатными буквами. Возрастные особенности детей шести лет и предыдущая работа позволяют более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв. Осваивая графические элементы, они обводят изображения предметов по контуру, дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными потом с согласными). Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

Графические упражнения, предполагающие изображение письменных букв по точкам, не следует рассматривать как обучение письму. Именно форма письменных букв дает возможность наиболее эффективно подготовить ребенка к письму (соединить в единый комплекс зрительно-двигательные операции).

К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели; читать по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами и предложениями; осваивают графические умения.

Перспективный план

№ занятия Тема

Неделя Цель

Занятие № 54. Буква «ы» 2 неделя сентября Познакомить детей с буквой «ы». Продолжать учить детей работать с кассой букв. Продолжать учить детей называть слово в соответствии с заданной моделью. Развивать мелкую моторику рук.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 73

Игра «Назови слово по модели».

5 неделя сентября Продолжать учить детей называть слово в соответствии с заданной моделью из четырех звуков, последовательно меняя фишки, обозначающие согласные звуки. Работать над расширением словарного запаса детей. Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 74

Занятие № 59. Повторение «гласные буквы» 2 неделя октября Закрепить умение обозначать буквами гласные звуки. Подбирать заранее материал для выкладывания слова. Работать над расширением словарного запаса детей. Развивать мелкую моторику рук. детей подбирать заранее материал для выкладывания слова.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 79

Игра «Назови слово по модели».

4 неделя октября Продолжать учить детей называть слово в соответствии с заданной моделью из четырех звуков, обозначающие согласные звуки, последовательно меняя по ходу игры твердые согласные звуки на мягкие. Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 79

Занятие № 63. Буква М, м. 2 неделя ноября Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой «м» — большой и маленькой. Продолжить учить детей читать слоги по «окошкам». Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 84

Игра «Начни с конца» 4 неделя ноября Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком «м» начиная с конца, продолжая слово предыдущего. Работать над расширением словарного запаса детей.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 85

Занятие № 67. Буква Р, р. 2 неделя декабря Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой «р» — прописной и строчной. Учить детей читать по «окошкам» слоги с буквой «р». Закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 88

Игра «Начни с конца» 4 неделя декабря

Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком «л» начиная с конца, продолжая слово предыдущего. Работать над расширением словарного запаса детей.

Источник: Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей. Сценарии образовательной деятельности". стр. 90

Занятие № 1. Повторение «гласные звуки» 2 неделя января

Помочь детям вспомнить понятие «согласные звуки». Повторить обозначение буквами звуков [а], [о]. Закрепить умение обозначать буквами гласные звуки. Работать над расширением словарного запаса детей. Развивать мелкую моторику рук.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 3

Занятие № 3. Звуковой анализ слов замок и замок 4 неделя января

Познакомить детей с понятием «ударение». Потренировать детей в определении ударного звука в словах. Закреплять умение обозначать буквами гласные звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 8

Занятие № 5. Повторение «согласные звуки» 2 неделя февраля

Помочь детям вспомнить понятие «согласные звуки». Повторить обозначение буквами звуков [м], [м’]) [л], [л ], [н], [ш]. Закрепить умение обозначать буквами гласные и согласные звуки. Работать над грамматическим строем речи детей. Развивать мелкую моторику рук.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 12

Занятие № 7. Буква Й, й 4 неделя февраля

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой Й, й. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над расширением словарного запаса детей. Закреплять умение обозначать звуковой состав слова буквами.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 17

Занятие № 9. Буква Г, г 2 неделя марта

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой Г, г. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над расширением словарного запаса детей. Закреплять умение обозначать звуковой состав слова буквами.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 20

Занятие № 11. Буква К, к 4 неделя марта

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой К, к. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над расширением словарного запаса детей. Закреплять умение обозначать звуковой состав слова буквами.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 24

Занятие № 13. Повторение темы 2 неделя апреля

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Учить детей дифференцировать парные по звонкости- глухости согласные звуки. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над осознанностью чтения.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 27

Занятие № 15 Буква 3, з 4 неделя апреля

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой 3, з. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над грамматическим строем речи. Закреплять умение обозначать звуковой состав слова буквами.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 30

Занятие № 17 Буква С, с 2 неделя мая Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Познакомить детей с буквой С, с. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над грамматическим строем речи. Закреплять умение обозначать звуковой состав слова буквами.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 34

Занятие № 19 Закрепление пройденного материала.

4 неделя мая Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать парные по звонкости- глухости согласные звуки. Учить детей читать слова с изученными буквами. Работать над осознанностью чтения.

Источник: Сценарии образовательной деятельности Л. Е. Журова «Я умею читать» стр. 37

Используемая литература:

Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности". - М. : Вентана-Граф, 2013.

Журова Л. Е. "Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Сценарии занятий". – М: Вентана-Граф, 2013

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш» Программное содержание: •продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая направленность деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Подготовка к обучению грамоте»
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 21:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая направленность деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Подготовка к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Вихарева (УИ 2314676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД