Светлана Томилина
Педагогическая поддержка ребёнка 4–5 лет в логико-математическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая поддержка ребёнка 4 - 5 лет в логико-математическом развитии.
Возрастные психологические особенности детей:- интерес к познанию отношений объектов (через установление связей, зависимостей по свойствам, освоению преобразующих действий;
- стремление включиться в продуктивную групповую деятельность;
- проявление интереса к числовой оценке совокупностей предметов, пересчитыванию предметов;
- включение в поисковую деятельность, не всегда результативную;
- в конкретных ситуациях ориентируются в пространственных и временных отношениях;
- устанавливают отношения порядка между 4-5 объектами;
Публикация «Педагогическая поддержка ребёнка 4–5 лет в логико-математическом развитии» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- преобразуют формы, воссоздают силуэты, тематические композиции.
Что осваивает ребёнок:- сенсорные эталоны формы, цвета;
- знаки и символы свойств (наличие и отрицание);
- предметные схематические модели (лесенка, обруч);
- представления об отношениях соответствия и порядка;
- действия сравнения, уравнения, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству;
- отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей).
Задачи развития:- способствовать практическому сравнению объектов по трём свойствам и группировке их одновременно по двум признакам (цвету и размеру, размеру и толщине);
- активизировать называние общих свойств групп (все круглые большие, все маленькие тонкие);
- побуждать составлять цепочки по двум свойствам одновременно; комментировать свои действия; пользоваться знаками-символами, цифрами; группировать полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа; выстраивать лесенки из цветных полосок, палочек, «шагать» по ним, называя числа.
Игровые пособия и материалы в предметно – развивающей среде:- блоки Дьенеша (1-2 комплекта на группу детей,
- цветные палочки Кюизенера (1-2 комплекта на группу детей,
- материал к счётным палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша,
- цветные счётные палочки,
- плоскостные изображения овощей, фруктов, корзин.
- карточки – схемы,
- коробки разного размера,
- фланелеграф,
- мяч,
- пособие «Весёлые числа».
Способы педагогической поддержки ребёнка в логико-математических играх:-эмоционально – заинтересованный отклик на проявление самостоятельности, познавательных инициатив, участие в результативных групповых действиях;
- содействие (помощь) проявлениям творчества: формирование цели, поиску и отбору материалов, уточнению хода решения творческой задачи, участию в оценке результатов;
- диалог со взрослым, поощрение самостоятельных речевых высказываний по поводу организации поиска и полученного результата.
Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 4 -5 лет. Сентябрь
1 неделя Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
«Найди свою фигуру»
2 неделя Обобщить и закрепить знания детей счёту до 5, закрепить знания о цифрах, учить выделять нужную цифру из множества других, развивать умение анализировать и сравнивать.
«Поиграем, посчитаем»
3 неделя Развивать умение анализировать и классифицировать фигуры по цвету. «Найди свой домик» (блоки Дьенеша)
4 неделя Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Как расположены фигуры»
Октябрь
1 неделя Учить видеть геометрические фигуры в изображении предметов окружающей действительности и называть их. «Расскажи, что изображено на картинке».
2 неделя Учить детей составлять группу из отдельных предметов, закрепить понятие «один» и «много». «Змейка» (палочки Кюизенера).
3 неделя Закрепить знания о цвете, упражнять в группировке предметов по цвету. «Найди братца» (блоки Дьенеша)
4 неделя Учить детей ориентироваться на листе бумаги. «Художники»
Ноябрь
1 неделя Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по нескольким признакам (величина, толщина).
«На свою веточку» (блоки Дьенеша)
2 неделя Учить видеть равное количество предметов, закреплять умение вести счёт предметов. «Незнайка в гостях»
3 неделя Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму. «Разноцветные вагончики» (счётные палочки)
4 неделя Учить детей различать части суток. «Когда это бывает?»
Итоговое мероприятие «День рождения медвежонка» см. конспект №1.Декабрь
1 неделя Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький. Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.
«Собери яблоки»
2 неделя Учить различать соседей числа. Закреплять счёт до 6. «Саночки»
3 неделя Учить классифицировать блоки по 2-3 признакам: цвету – форме, цвету – форме – величине. «Хоровод» (блоки Дьенеша)
4 неделя Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. «Куда бросим мяч?»
Январь
1 неделя Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания. «Собери пирамидку»
2 неделя Упражнять в счёте до семи, учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
«Собери в корзину»
3 неделя Развивать цветоощущение, учить усваивать соотношение целого и части. «Сложи квадрат»
4 неделя Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. «Рамка для картины» (палочки Кюизенера)
Февраль
1 неделя Закрепить умение различать величину предметов и упражнять в умении раскладывать их слева направо в порядке возрастания и убывания.
«Наведи порядок на кухне»
2 неделя Способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах семи.
«Отгадай число»
3 неделя Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление. «Найди клад» (блоки Дьенеша)
4 неделя Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. «Расскажи про свой узор»
Итоговое мероприятие «Поможем дедушке с бабушкой» см. конспект №2Март
1 неделя Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине и толщине. «Что изменилось?» (блоки Дьенеша)
2 неделя Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. «Найди на один меньше»
3 неделя Закрепить умение группировать геометрические фигуры по цвету и размеру. «Составь фигуру»
4 неделя Учить последовательность дней недели, умение определять предыдущий и последующий день. «Дни недели»
Апрель
1 неделя Развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов
Весёлые соседи»
2 неделя Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах восьми. «Помоги сосчитать»
3 неделя Упражнять в умении читать схемы и выкладывать по ним цветы соответствующего цвета и формы. «Вырастим цветы» (блоки Дьенеша)
4 неделя Упражнять в соотнесении частей суток с сюжетной картинкой и умение объяснять свой выбор. «Распорядок дня»
Май
1 неделя Учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. «Кто быстрее подберёт коробки»
2 неделя Учить делить предметы на 2, 4 части, отражая в речи результат действия и результат деления. «Поиграем с фигурами»
3 неделя Развивать цветоощущение, учить усваивать соотношение целого и части. «Сложи прямоугольник»
4 неделя Закреплять знания о днях недели и частях суток. «Назови пропущенное слово»
Итоговое мероприятие «Задачки хитрой Лисицы» см. конспект №3.