инна сторожук
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая статья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ»
Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, первый в несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители «особого» ребенка и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
Одним из актуальных направлений в работе ДОУ является объединение усилий двух равнозначных социальных институтов, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в освоении программного материала.
Важнейшей задачей в рамках данного направления работы является определение и внедрение в практику традиционных форм взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества. Работа по реализации этих задач ведется в трех направлениях: работа с родителями воспитанников с ОВЗ посещающих МАДОУ, с семьями неорганизованных детей с ОВЗ, с родителями воспитанников общеобразовательных групп.
В настоящее время разработано большое количество систем и моделей работы с семьями детей с особыми образовательными потребностями. Изучив опыт работы других учреждений, методическую литературу по данной проблематике, разработали систему взаимодействия с семьей, которая состоит из определённых этапов.
Первым этапом нашей работы является – знакомство. Данный этап подразумевает презентацию дошкольного учреждения, а также знакомство с семьями воспитанников получающих дошкольное образование на дому. Эти задачи решаем на общих и групповых родительских собраниях с привлечением администрации МАДОУ и специалистов. Посещая семьи, привлекаем неорганизованных детей с ОВЗ в ДОУ, изучаем общие условия семейного воспитания и по мере необходимости и предусматриваем более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т. д.
С электронной версией презентации организации работы ДОУ родители могут ознакомиться на сайте учреждения.
Второй этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг. Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.
Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности и общения семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ с семьями воспитанников общеобразовательных групп.
Четвертый этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
• теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей
-практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию.
При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядные, информационные, познавательные и досуговые:
Наглядные формы работы :
Стендовый материал групповых помещений, холлов ДОУ оформляем разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разработаны папки передвижки, буклеты, памятки, визитки. Тщательно продумываем художественное и методическое содержание, используем современные методы оформления : элементы психологии рекламы, шрифты, цветовая гамма.
Информационные формы работы :
К информационным формам работы относятся консультации и беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Приглашая родителей на беседу, продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье содержат рекомендательные беседы.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
- Консультирование (индивидуальное, коллективное). При проведении определяющих консультаций обсуждаем с родителями цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз, определение совместных действий.
Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Познавательные формы работы :
Познавательные формы работы обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. Охватить не только воспитанников посещающих учреждение, но и детей получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания, а также решить педагогические цели задачи по работе с семьей
- При организации теоретического – семинара «Организация Новогодних праздников в домашних условиях для детей раннего возраста» привлекли к участию большое количество специалистов, которые рассматривали определенную тему с точки зрения узкой специализации. Участвуя в таких мероприятиях, родители не просто слушатели, а активные участники диалога.
- В рамках семинара – практикума «Развиваем познавательную и речевую деятельность детей средствами мелкой моторки и массажа» учитывали приложение теории к практике. Родители и педагоги обсудили проблемные вопросы, нашли оригинальные решения практических ситуаций.
- Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей.
- Проведение деловой – игры «Игра как средство развития познавательно-речевой активности ребенка»позволило активизировать творческое мышление педагогов и родителей. У родителей появилась возможность овладеть способами принятия решений в той или иной ситуации. Родители оценивали педагогическую ситуацию с точки зрения педагога, а педагоги смогли занять позицию родителя. Проведение деловой игры с родителями открывает обеим сторонам образовательного процесса широкую возможность и потенциал для взаимодействия.
- Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
-На базе МАДОУ функционирует районный консультационный центр «Детство», проведенные мероприятия в рамках консультационного центра с одной стороны позволили родителям сблизиться, обменяться опытом воспитания ребенка в семье, найти решение сходных семейных ситуаций. С другой стороны позволили педагогам охватить не только воспитанников посещающих учреждение, но и детей получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания, а также решить педагогические цели задачи по работе с семьей.
Досуговые:
- Совместные мероприятия – это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами. Здесь наиболее полно раскрылись возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
Проведение акции «Дом счастливого ребенка» стало настоящей находкой, позволило охватить все семьи без исключения, повысить уровень взаимодействия семьи и МАДОУ, а также решить ряд коррекционных задач.
ПМПк (Психолого — Медико — Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк, совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности. Максимально подключаем родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка, обсуждаем пути решения образовательных и коррекционных задач, а также решаем задачи повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.
В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствовали укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, качественно изменила условия взаимодействия с родителями.
Сочетание современных и традиционных форм работы позволило раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Проведенные мероприятия стали базой для создания благоприятного психологического климата, позитивных родительских чувств, необходимым в инклюзивной практике элементом по преодолению и профилактики нарушений психофизического развития воспитанников.
Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989. -81 с.
2. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М. : Просвещение, 2008. — 239 с.
3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.