Папки-передвижки

Организация работы в адаптационный период

Ирина@ Мирзаянова
Организация работы в адаптационный период

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мирзаянова И. Ф., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №4 «Шатлык» с. Новонагаево»

Краснокамского района РБ

На сегодняшний день основной ценностью Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования

является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение

ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.

Публикация «Организация работы в адаптационный период» размещена в разделах

Здоровье детей как базовая ценность превращается в воспитательную задачу,

которая предполагает создание в стенах детского сада особой атмосферы,

основанной на создании комфортных и безопасных условий для каждого

ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является

приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в

состоянии психического и эмоционального напряжения.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни

для всей семьи. Для ребенка – это сильное стрессовое переживание, которое

необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным

условиям, чем те, к которым он привык в семье. И педагоги, и родители

должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к

условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья

ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования делают акцент на создании наиболее

благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое

внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким

образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально

безболезненным при использовании комплексного подхода к решению

проблем адаптации каждого малыша.

Анализ педагогической, психологической и методической литературы

и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам

предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных

рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.

Практика работы дошкольной образовательной организации показывает, что

в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни

младшего дошкольника в дошкольной образовательной организации, которая

способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка

к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к

детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает

потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и

методов, совокупность которых бы способствовала эффективному

повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию

стрессового состояния.

Таким образом, обнаруживается противоречие между

необходимостью повышения адаптационных возможностей воспитанников и

недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольной

образовательной организации.

Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама

сущность его существования – процесс развития организма и формирования

его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности

организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой

ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические

особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а так

же психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков

(Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации

зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной

системы. В последние годы все более активно вопросы социальной

адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф.

Кумарина, Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности

психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а

также факторы психологического благополучия ребенка и основные

закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно

нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов. По мнению

некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др. ,

сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога

с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к

ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы

поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также

возможность поддерживать социально благоприятный морально-

психологический климат в группе детского сада.

Выделяют три степени адаптации к условиям детского сада – легкую,

среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

• быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

• проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

• наличие интереса к предметному миру;

• частота и длительность острых вирусных заболеваний.

1) Легкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10 – 15 дней;

2) Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении

месяца;

3) Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к

дошкольному учреждению. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные

навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение

организма. Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены

специфическими особенностями данного возраста. Этот период является

наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются

основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В

это время складываются такие доминантные качества как познавательная

активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность,

доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям,

творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий

со стороны взрослых, определенных форм общения и активного

взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей младшего

дошкольного возраста являются:

- развитие предметной деятельности;

- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей младшего

дошкольного возраста?

Опираясь на положения ФГОС ДО выделим три группы необходимых

условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной

предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно

организованная развивающая среда с точки зрения психолого-

педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации

ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать

условия для его развития.

2. Вторая группа условий характеризует требования к

профессиональной компетентности педагога в области применения

современных подходов к организации образовательной деятельности.

3. Третья группа условий связана с организацией работы с родителями

и другими субъектами образования.

Можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации :

внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя

адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные

условия).

Организованная работа в адаптационный период приводит к

адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям

дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют

самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Наблюдается

положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в

движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень

адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о

правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и

проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Адаптационный период Адаптационный период – самое трудное время для вновь прибывших детей, и вызывает, как, правило серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна.

Доклад из опыта работы ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи в адаптационный период» Работа с родителями начинается с поступления ребенка в детский сад, в группу раннего возраста. Это событие требует особого внимания, как.

Игровые комплексы с детьми 1,5–2,5 лет в адаптационный период Игровые комплексы с детьми 1,6 -2,5 года в адаптационный период Выполнила: старший воспитатель Череданова И. В. 1. «Мишка» Цель: помочь.

Игры с детьми в адаптационный период Игры с детьми в адаптационный период «Раздувайся пузырь!» Воспитательное значение игры • Одна из первых хороводных игр. В ней продолжается.

Игры с детьми в адаптационный период к детскому саду Игры с детьми в адаптационный период к детскому саду. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия.

Игры в адаптационный период с детьми 1.5–3 лет. Игры в адаптационный период с детьми 1.5 – 3 лет. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и.

Консультация «Организация работы с детьми в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Организация сотрудничества с родителями в адаптационный период. Проект. Каждый воспитатель, работающий на младшей группе, знает, как сложно бывает детям и родителям при поступлении в детский сад. И какой это.

Рекомендации в адаптационный период Чтобы привыкание вашего ребёнка к детскому саду проходило легко и безболезненно, мы рекомендуем Вам: 1. По возможности отучать ребёнка от.

Родительское собрание в ДОУ «Адаптационный период в детском саду» Выступление на родительском собрании с темой: «Адаптационный период в ДОУ» Ребенок, который начал посещать детский сад, сталкивается с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в адаптационный период
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 19:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД