Антонина Осинцева
Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Второй этап в работе по развитию мелкой моторики с детьми 6-7 лет.
Цель: овладение детьми элементарными графическими навыками, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги, совершенствование психических процессов, преодоление речевого недоразвития у детей.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики.
Публикация «Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 2)» размещена в разделах
Работа по формированию графических умений проводилась на различных занятиях: воспитателя по математике, логопеда - по обучению грамоте; изобразительной деятельности, ручному труду, как составляющая часть, а также на специальных занятиях, проводимых во вторую половину дня воспитателем, самостоятельной деятельности детей. Выполнение упражнений на развитие графических навыков начиналось с использования копировального метода, по карандашному контуру, что позволило правильно сформировать навык с соблюдением наклона, соответствующих пропорций ширины и высоты элементов. Эффективной стала работа в тетрадях со специально подобранными заданиями и упражнениями: штриховка, обводка контуров, дорисовка картинок, продолжение ряда, соединение по точкам, графические диктанты.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки (раскрашивание мелкими штрихами, центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка, штриховка длинными параллельными отрезками) которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.
Хорошим упражнением для развития четкости линий, пространственного восприятия, координации движений стало дорисовывание рисунков по клеточкам. Дети, имея только его половинку, представляли будущий рисунок, и заканчивали его самостоятельно в соответствии с тем, что предлагало начало рисунка.
Когда дети достаточно хорошо овладели графическими навыками, им предлагалось выполнить сложные задания, связанные с рисованием фигур из замкнутых линий и письмом разных элементов букв и их соединений и задания, направленные на развитие навыка плавного, безотрывного ведения штриха. Выполнение такого рода упражнений требовало от детей умения прослеживать глазом предъявленный графически объект, координировать движения глаза и руки, концентрировать свое внимание при последовательном сканировании повторяющихся и чередующихся объектов.
Дети познакомились с тетрадью в косую линейку, рабочей строкой, разлиновкой тетради. Через игровые упражнения у детей закреплялось умение ориентироваться в линейке, в осознанном печатании элементов букв и самих букв; подготавливали к написанию элементов школьного алфавита. Мы научили ребенка понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма.
Мы использовали в работе с детьми тетради № 1,2 для подготовительной логопедической группы детского сада (автор Нищева Н. В., прописи для дошкольников (автор Нищева Н. В.) , «Веселые рисунки». Работа велась с постепенным усложнением. Прописи помогают подготовить детей дошкольного возраста к овладению навыками письма и развить мелкую моторику и координацию движений руки, сформировать графические навыки и воображение ребёнка, помогут детям научится ориентироваться на листе бумаги, разовивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Опыт работы свидетельствует, что работа детей в тетради улучшила мелкую моторику и координацию движений руки, сделала этот процесс обучения занимательным и эффективным.
На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения навыками обеспечилась соответствующей группой методов: игровых, предметно-практических, словесных. Выбор методов и средств коррекции определялся задачами и этапом коррекционной работы, ведущим типом деятельности, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Перспективное планирование по развитию мелкой моторики, являясь одним из составляющих общего плана коррекционно-развивающей работы, позволило поэтапно и последовательно проводить работу в достижении поставленной цели. Для удобства работы педагогов упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. (Приложение 5)
В результате планомерной и систематической работы с детьми на втором этапе по развитию мелкой моторики овладели графическими навыками, сформирована зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, сформирована интеллектуальная готовность к школе, дети овладели правильной речью
Успешной реализации технологии по развитию мелкой моторики рук способствовала тесная взаимосвязь и преемственности в работе всего педагогического коллектива. Вокруг ребенка совместными усилиями разных специалистов было создана коррекционно-образовательная и речевая среда. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре, руководителя по изодеятельности стала возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
На протяжении всего периода работы поддерживалась тесная взаимосвязь с воспитателями группы. Они закрепляли приобретенные навыки, отрабатывали умения по автоматизации навыков, внедряли содержание технологии в различные виды деятельности детей (игровую, трудовую, учебную, режимные моменты.
Формированию навыков мелкой моторики способствовали, проводимые руководителем изодеятельности, занятия по рисованию, лепке, аппликация, ручному труду. Рисование способствовало овладению графическими умениями, развитию глазомера, точности в передаче формы, пространственного расположения элементов, что очень важно в освоении письмом. Использование на занятиях по лепке различных приемов (оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, при выполнении аппликаций - сочетание способа вырезания с обрыванием также способствовали развитию мелкой моторики рук. Дети научились управлять своей рукой, развивалась точность и координированность движений.
У детей подготовительной к школе группы должна быть сформирована интеллектуальная готовность к школе. У многих последствием общего недоразвития речи стала задержка мыслительной деятельности. Поэтому педагогом – психологом проводилась работа по развитию психических процессов, упражнения на релаксацию, поддерживался положительный эмоциональный фон. Тесное сотрудничество с психологом способствовало эффективности коррекционного процесса.
Музыкально – ритмические занятия формировали у детей движения под музыку, развивали музыкальный слух и певческие навыки, содействовали коррекции внимания, совершенствовали двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы. У детей сформированы умения воспроизводить заданный ряд действий, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, ее характер, ритм, что относится и к выполнению ритмических упражнений в письме. Коррекционная работа с детьми с нарушением речи включала занятия по логоритмике, соединяя движения, музыку и речь. Движение помогали осмыслить слово, музыка стимулировала моторику, оптимизировала темп и ритм движений речи.
Руководитель по физической культуре совершенствовал координацию основных видов движений, развивал общую и мелкую моторику. На физкультурных занятиях тренировались мелкие мышцы кисти в различных видах деятельности: подвижных играх, упражнениях с мячом, перекладывании предметов в эстафетах, кистевым эспандером, лазанье по гимнастической стенке. Специально подобранные инструктором физические упражнения способствовали совершенствованию у детей координации движений, научили ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, развили руку – т. е. дали ему то, что необходимо для успешного овладения письмом.
Кроме физкультурных занятий все педагоги использовали физминутки, как элемент двигательной активности, для переключения внимания на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением и для повышения работоспособности. Физминутки проводили в сочетании движений с речью детей. Текст содержал разнообразные пальцевые движения, они по смыслу сочетались с произносимыми стихами. Для детей с общим недоразвитие речи проговаривание стихов одновременно с движением делало речь более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияло на слуховое восприятие. Мною была подготовлена картотека пальчиковых игр и упражнений для всех специалистов детского сада. (Приложние № 6).
Тесная взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения, совместно разработанный перспективный план коррекционно-развивающей работы, способствовали успешной работе с детьми, подготовке руки к обучению письму.
О проблеме координации движений и развитию мелкой моторики, большинство родителей узнают только перед школой. Успешность коррекционного процесса зависит и от родителей. Во время бесед мы убеждали их, что нарушения речи исправить за несколько занятий невозможно, что для этого требуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей, семья может внести значительный вклад в коррекционный процесс и подготовить ребенка к школьному обучению. На родительских собраниях мы разъясняли родителям сущность процесса коррекции и развития речи ребенка, что нужно дома заниматься со своими детьми. На индивидуальных консультациях разъясняла, как правильно выполнять домашнее задание с ребенком, рассказывала о требованиях выполнения пальчиковой гимнастики.
Нами использовался подход активного включения родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, с целью повышения родительской психолого-педагогической компетентности. В работе с родителями мы использовали такие формы: анкетирование, родительские собрания, консультации индивидуальные и групповые, беседы, совместные праздники, наглядно-текстовую информацию.
Эффективной формой взаимодействия стало совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы, проведение практикума по обучению родителей. Актуальными были такие формы педагогического просвещения родителей, как информационные стенды и папки-передвижки, в которых мною помещалась информация о развитии детей в норме и патологии, советы родителям по преодолению недоразвития речи, игры, речевой материал, текущая информация по изучаемой теме. Материал регулярно обновлялся.
Особое место в системе воспитания детей с речевыми нарушениями занимали совместные праздники, развлечения. Все это способствовало эффективности коррекционно-развивающей работы.
Критериями эффективности взаимодействия с родителями стали: качество выполнения индивидуальных домашних заданий, частота обращения к логопеду, количество посещенных консультаций, занятий, степень участия родителей в деятельности группы, высказывания родителей о правильности используемых методов коррекционного обучения.
Работа по реализации технологии позволила сделать более активным участие членов семей в коррекционном процессе. Большинство родителей стали активными помощниками. Эффективная совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и родителей позволила повысить уровень речевого развития детей.
Динамику формирования и развития мелкой моторики рук у детей я отслеживала в ходе наблюдения за детьми на коррекционных занятиях, в ходе индивидуальной работы, в различных видах деятельности, в режимных моментах, а также по результатам обследований. Контрольное обследование, проведенное в конце учебного года в подготовительной к школе группе, показало достаточно высокий уровень развития мелкой моторики рук : 22 % детей с уровнем развития выше среднего и 78 % детей с высоким уровнем. Результаты представлены в таблице. (Приложение 4)
Правильно организованная коррекционно–развивающая работа и приемы, выбранные для этого в соответствии с разработанной технологией, доступны детям дошкольного возраста, позволили достичь высоких результатов по подготовке ребенка к успешному обучению в школе. Опыт работы показал:
1. рука подготовлена к письму - 78% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики рук, 22% выше среднего;
2. сформирована интеллектуальная готовность к школе;
3. сформировано зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие;
4. дети овладели графическими навыками;
5. преодолено речевое недоразвитие, по результатам медико-педагогической комиссии 100% детей выпущено в массовую школу с хорошей речью 89 % и 11% со значительным улучшением.
За время работы над проблемой развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи мною проведена консультация для педагогов детского сада «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», семинар практикум для родителей «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей», выступила на педсовете с обобщением опыта по теме:«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи», методические рекомендации для родителей представлены на сайте дошкольного учреждения (Приложение № 7).
Предложенная технология может использоваться в массовых детских садах, коррекционных детских садах с нарушением речи, а также применяться родителями в работе с детьми.
Список литературы
1. Бурдина С. В. Готовимся к письму. Часть№1,2 – Киров: Вятка,2010
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Голубь В. Т. Графические диктанты 5-7 лет – Москва, «Вако»,2009.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. : Академический Проект, 2000.
5. Давыдова Т. Тренируем руку и пальчики – М. : Стреказа, 2009
6. Жукова О. С. Готовим руку к письму- М. :Астрель,2010
7. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. - СПб. : Литера, 2008.
8. Лопатина Л. В., Серебрякока Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» С-Петербург. Образование 1994.
9. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. - СПб. : Литера, 2008.
10. Крупенчук О. И. 2Научите меня говорить правильно!»– СПб. : Изд. Дом «Литера», 2004.
11. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова И. О подготовке руки к письму//Дошкольное воспитание. -2006.-№12
12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. –С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2003
13. Нищева Н. В. Тетрадь № 1 и №2, «Прописи» –С-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2009
14. Новиковская О. А. Ниткография: Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от3 до 7 лет). – С-Петербург «Паритет». 2008
15. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет//Дошкольное воспитание, 2005, №3, №5, №6.
16. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. //Дошколное воспитание, 2005, №1
17. Пятница Т. В., Солоухина-Башинская Т. В. Справочник дошкольного логопеда. -Ростов-на –Дону. : Феникс, 2009
18. Савина Л. Л. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Родничок 1998.
19. Тимофеева Е. Ю, Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. – С-Петербург «Корона – Век». 2007.
20. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М. :АСТ «Астрель», 2003
21. Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. - Москва. 2007
22. Цвынтарский В. Играем пальчиками – развиваем речь. - М. : Центрополиграф