Руфа Хайрова
Педагогические приемы развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных в современной образовательной практике является задача проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? В ФГОС ДО определяется, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Публикация «Педагогические приемы развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что же значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Инициатива – (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы для проявления инициативы :
1. Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
2. Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
3. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
4. Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
• Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей;
• Варьирование выбора оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
• Поощрение ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
• Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
• Положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
• Проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
• Косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
• Личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
• Отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
• Предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
• Создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
• Обеспечение ( выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов).
• Умение отметить и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
• Отказ от критики личности ребенка, высказывание критических замечаний только к результатам деятельности;
• Формирование у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• Поддержка интереса детей к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• Обговаривание с детьми простых и понятных детям нормы жизни группы, четкое исполнение правил поведения всеми детьми;
• Проведение всех режимных моментов в эмоционально положительном настроении, избегание спешки;
• Обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• Поощрение занятий двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражение одобрения результату труда ребенка;
• Создание в группе положительного психологического микроклимата: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• Поощрение желания детей создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• Привлечение детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждение совместных проектов.
Организуя образовательную работу с детьми в этом направлении важно придерживаться следующих принципов:
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги могут поощрять и стимулировать их инициативу, применяя различные приемы и методы : продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, проектную деятельность, самостоятельную деятельность детей, моделирование педагогических ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.