МААМ-картинки

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет

Юлия Васева
Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории родного города позволяет сохранить преемственность поколений.

Именно поэтому целесообразно обратиться к музейной педагогике.

Итак, музейная педагогика, по мнению К. Фризена, это - область деятельности, направленная на передачу культурного и исторического опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

Публикация «Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г, Перми детей 6–7 лет» размещена в разделах

Б. А. Столяров – руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея говорит, что «…музейная педагогика – отрасль педагогической науки и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды».

По мнению Н. Ф. Федорова музейная среда – широкое поле для формирования навыков поисково – исследовательской деятельности, возможность для активизации познавательной, социально-нравственной, эмоционально - волевой сферы воспитанников [33; 3].

Потенциал музея, его педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города чрезвычайно высоки, поскольку:

музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов;

музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;

в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Развитию ценностного отношения детей к истории и культуре родного города способствует музейно-педагогическая технология. Исходя из понимания педагогической технологии как организационно - методического инструментария педагогического процесса, музейно - педагогическую технологию мы рассматриваем как алгоритм действий, направленных на реализацию системы средств и методов культурно-исторического содержания, представленного в музейных материалах [1; 18].

Развивающийся потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления ценностного отношения детей к историко-культурному наследию родного города системным, продуманным, позволяет достичь предвосхищаемого результата [19; 12].

К основным условиям реализации музейно-педагогической технологии в процессе приобщения детей к историко-культурным ценностям родного города относятся:

наличие программ приобщения детей к истории и культуре родного города, в основе которых лежат общечеловеческие ценности и личностные смыслы (доброта, истина, достоинство, трудолюбие, сочувствие, интересы) людей, живших и живущих в родном городе, их взаимоотношения, модели поведения и деятельности [21; 38];

разработка диагностики особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города, углубляющим краеведческое познание. Диагностика особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города как хранителям историко-культурного наследия связана с определением детских эмоций и отношений к музейным ценностям, а также наличием желания освоить музейные материалы как продукты творческой деятельности человека [1; 14];

установление стиля сотворчества и сотрудничества между воспитателями, научными сотрудниками музеев, родителями; организация музейно-ориентированной среды в дошкольных учреждениях, активность в присвоении ценностных ориентаций, средств самовыражения [16; 88].

Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы [1; 14].

Работая по данной теме, можно использовать разнообразные формы по ознакомлению с родным городом [35].

Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение бесед по ознакомлению с историей и культурой родного города;

Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями);

Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места родного города»;

Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» [19; 27];

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов»;

Художественно - изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»);

Чтение книг о родном городе; заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе [9; 34];

Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей).

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления[7; 1] :

сотрудничество ДОУ с музеями;

создание и использование мини-музеев в детском саду.

Формы сотрудничества ДОУ с музеем (на примере сотрудничества ДОУ с Пермским Краеведческим музеем) :

организация экскурсий (специальные экскурсионные программы для детей);

посещение выставок (организация тематических выставок);

проведение совместных мероприятий (организация конкурсов детских работ);

участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями (организация работы Детского музейного центра).

Можно выделить ряд отличий "детского музея" от традиционного[7;4] :

его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей;

музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини – музей – это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат, это и результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования [7;6].

Важная особенность мини - музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Они могут:

участвовать в обсуждении его тематики;

приносить из дома экспонаты;

ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей;

пополнять их своими рисунками.

Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея :

образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации, использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к истории и культуре своей малой Родины;

развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

воспитательная, в рамках которой, осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно - пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, Российская Федерация. Любовь к России начинается с любви к малой Родине. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания.

В ходе создания мини – музея о малой Родине и дальнейшей работы в нем, дети получат знания о прекрасных местах нашего края и большой Родины.

В основе совместной деятельности взрослого и детей лежит предметно - вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда – как источник знаний, эмоций и ценностных ориентиров [32;9].

Музей выступает в качестве инструмента познания, визуального и пространственного воспитания, социального инструмента памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический исторический опыт, традиции поколений.

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вербицкая Анастасия Владимировна ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани» Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани» «Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 23:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Васева (УИ 528657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД