Лучший педагог года

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека

Становова Анна Юрьевна
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека

Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского образования становится ведущим (с 1996 года это направление получило уточняющее название – гражданско-правовое). По утверждению Г. Н. Филонова, сам феномен гражданственности полезно рассматривать в контексте основных идей и принципов «Всеобщей Декларации прав человека».

Публикация «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека» размещена в разделах

Суть правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.

Овладение личностью правовой культурой рассматривается как результат правового воспитания. Правовая культура личности – явление конкретно-историческое и имеет тесную связь с правовой культурой общества. Ядром правовой культуры общества является развитое общественное правосознание, где формируется сама идея закона, государства и власти.

В настоящее время разработаны принципы (Т. В. Болотина, содержание (Я. В. Соколов, В. В. Антонов, формы и методы (А. С. Прутченков, Е. С. Шабельник, М. А. Шкробова, условия (А. Ф. Никитин, С. А. Морозова, Т. А. Степанова, Е. А. Певцова, З. К. Шнекендорф, Н. И. Элиасберг, А. Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания старших дошкольников.

В исследованиях, выполненных в 90-х годах, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С. Н. Апиян); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В. А. Казаева); доказана целесообразность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С. В. Федотова).

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С. А. Козлова).

Экспериментальная работа по выявлению представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста была проведена в МАДОУ Леонтьевском детском саду «Малинка» Ступинского муниципального района Московской области.

Пользуясь исследованиями Н. Ю. Майданкиной и М. А. Ковардаковой (по проблеме правового воспитания) и методикой Н. В. Елфимовой, с дошкольниками проводились беседы, наблюдение за игровой деятельностью детей, анализ решения детьми проблемных ситуаций. Это позволило соотнести детей по уровням сформированности основ правовой культуры следующим образом: высокий – 20%, средний – 53%, низкий – 27%. Следовательно, дошкольники имеют первоначальные знания о правах, но необходимо уточнить и расширить эти знания, привести их в систему.

Обобщая результаты общих и индивидуальных бесед, анкетирования, которые проводились с целью изучения уровня готовности родителей к правовому воспитанию детей, можно отметить, что родители высказывают серьезную озабоченность воспитанием своих детей, которых хотят видеть образованными и воспитанными людьми. Вместе с тем, большинство родителей имеют поверхностные представления о современных подходах к образованию детей, принципах, методах и условиях воспитания, что обусловливает и низкий уровень правового воспитания детей в условиях семьи. На вопрос о необходимости знакомства детей с правами в детском саду, родители в большинстве своем (80%) высказались положительно, объясняя это тем, что у них самих отсутствует время для этого, да и знаний откровенно не хватает.

Был разработан комплекс мероприятий по повышению уровня правовой грамотности дошкольников и система работы по повышению правовой культуры родителей.

В процессе правового воспитания детей знакомили с адаптированными текстами международных документов, раскрывающих основные права и обязанности человека, проводились беседы о «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка». Использовались чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, произведений классической литературы. В их содержании подчёркивались нравственно-правовые аспекты.

Закреплению нравственно-правовых представлений способствовали и индивидуальные беседы с детьми о праве каждого быть свободным в поступках, словах; о равенстве, о праве на защиту от унижений, недопустимости унижения и оскорбления достоинства человека.

Осознанию детей неповторимости, индивидуальности и в то же время равенства людей способствовали игры в кругу. В них устанавливаются доброжелательные отношения между детьми, развиваются умения понимать товарища по игре, уважать его интересы и желания, относиться к участнику как к равному партнеру. Дети понимают, что в каждой игре существуют правила, и осознают необходимость их выполнения, иначе игры не получится. Они принимают и выполняют правила. В игре дети понимают, что выполнять правила бывает не только сложно, но и приятно. Например, в играх «Ручеек добра», «Похвали товарища» правилами устанавливается обязательное произнесение комплиментов для каждого участника игры. Были организованы разные конкурсы и викторины типа «Нарисуй свои домашние обязанности» или «Изобрази жестами свои права». Дети совместно с воспитателем занимались решением проблемных ситуаций, например: Представь, что у тебя дома правила больше никто не выполняет. Что тогда случится? Представь, что в детском саду и воспитатели и дети перестали выполнять правила? Что тогда будет?

В ходе контрольного эксперимента было установлено, что серьёзные изменения произошли не только в увеличении объёма элементарных нравственно-правовых представлений детей. Нами были отмечены и значительные изменения в нравственно-правовых суждениях детей о событиях социальной действительности и их ценностных ориентациях. Дети проявляли эмоционально-позитивное отношение к правилам группы, нормам поведения. Дети высказывали суждения о том, что правила поведения одинаковы для всех, и их необходимо выполнять каждому. Было отмечено также, что дети в своих действиях и поступках стремились не нарушать правила, поясняя в беседах, что они улучшают жизнь в группе. В играх, повседневной деятельности дети демонстрировали умение действовать самостоятельно, договариваясь при этом о совместной работе, её целях, последовательности действий и результате. При разрешении конфликтов дети редко обращались за помощью к взрослым. В процессе совместной деятельности дети устанавливали новые правила поведения и изменяли их при необходимости, ориентируясь на общественные ценности.

Список используемых источников:

1. Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. 2007. № 3. с. 34.

2. Козлова С. А. Мы имеем право// Учебно-методическое пособие. –М. : Обруч, 2010. – 208 с.

3. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : Сфера, 2006.

4. Майданкина Н. Ю., Ковардакова М. А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 200 с.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-дидактических.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вербицкая Анастасия Владимировна ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Сообщение: «Особенности методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Основателем традиционном методики формирования количественных представлений, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 10:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД