Приложение МААМ

Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Игаева
Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Т. В. Игаева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 352 г. Челябинска»

Педагогические условия сенсорного развития детей

младшего дошкольного возраста

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством создания педагогических условий, выявлена актуальность проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и доказана необходимость создания педагогических условий в решении данной проблемы.

Публикация «Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, сенсорное развитие, педагогические условия, дидактическая игра, предметно – развивающая среда

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены направления развития детей младшего дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Проблема сенсорного развития в дошкольном возрасте пользуется актуальностью у учёных.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги : Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего до школьного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий :

использование дидактических игр;

создание предметно-игровой среды в группе;

участие родителей в сенсорном раз витии ребенка.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, фор мой, величиной предмет а позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уро вне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия.

Таким образом, предметно-пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Особое значение в до школьных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребе нок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развиваю щей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность детей - это две основные фор мы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными про граммами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

постоянный анализ процесс а взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его про межуточных и конечных результатов.

Таким образом, условия ми сенсорно го развития детей младшего дошкольного возраста являются, во-первых, использование дидактических игр, во-вторых, создание предметно-развивающей среды, в-третьих, активное участие родителей.

Литература:

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] : опыт работы по развитию познавательных способностей детей до школьного возраста / Рус. пер. с не м. под ред. В. В. Юршайкина. - М. : Прос вещение, 2018 - 64 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду[Текст] : практическое пособие для воспитателей детских садов / А. К. Бондаренко - М. : Прос вещение, 2001. - 1 97с.

3. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / С. М. Вайнерман, А. С. Бо льшов, Ю. Р. Силкин. - М. : Владос,- 2017.

4. Каралашвили, Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада [Текст] / Е. А. Каралашвили, О. В. Антоненкова, Н. Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя, - 2018. -№5. –с. 1 3

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : документ/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.- 20 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 12:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Игаева (УИ 2829432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД