Получи документы

Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка

Светлана Захарова
Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка

Представление педагогического опыта.

Тема: «Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка»

Актуальность: Фольклор играет немаловажную роль в развитии речи дошкольников. На сегодняшний день проблема развития речи является значимой и актуальной, и необходимо внедрять произведения русского фольклора в педагогическую деятельность. Малые формы фольклора (пословицы, потешки, колыбельные песни, сказки и т. д.) играют большую в развитии речи ребенка. В народном творчестве имеется множество инструментов интересных детям и способов развития детской речи, так как несет сказочный, игровой характер. Всё это представляет важнейшее значение для развития связной отчётливой речи и являются неотъемлемой частью подготовки ребёнка к школе.

Публикация «Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка» размещена в разделах

Основная идея – создать наиболее максимально эффективную среду для развития речи детей, проявления речевой активности и открытости детей. На этом этапе работ вводятся произведения различные формы устного народного творчества: потешки и прибаутки, пословицы и поговорки, к режимным моментам (колыбельные и пестушки, при приёме пищи и при одевании, подготовке ко сну и т. п.) мирилки, скороговорки, басни, загадки и другие произведения русского фольклора, активно используются различные виды оборотов, метафор и сравнения, которые свойственны фольклорным произведениям.

Целью данного опыта является развитие образной, выразительной, яркой речи детей дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра.

Задачами опыта это показать основные приемы развития образной речи в работе с детьми дошкольного возраста на основе фольклорного жанра; уточнение и расширение представления детей о слове и предложении; развитие слухового внимания и умения подбирать в речи признаки и особенностей разных предметов.

Технология опыта. Применение каждый день колыбельных песен, перед дневным сном, делает возможным детям их запомнить, и выражает определённую «церемонию» для спокойного и крепкого дневного сна (одна песенка на 1-2 недели). Пестушки используются для спокойного и веселого пробуждения детей. При одевании возможно использование и применение разнообразных словесных игр («Молчок», «Что ты делаешь?», «Мальчик с пальчик где ты был» и т. п.) загадывать детям разнообразные загадки или сопровождать веселыми потешками.

Включать поговорки и пословицы в оценку детских поступков как отрицательных, так и положительных, внедрять их при каждом удобном случае. Ведь пословицы и поговорки это краткие, понятные для детей фразы, в которых заключается народная мудрость, например: «От скуки бери дело в руки», «В здоровом теле, здоровый дух», «Терпенье и труд, все перетрут», «Повторенье, мать ученья», Утро встречай зарядкой, а вечер прогулкой» и др. Для преодоления различных конфликтов между детьми, предложить детям различные мирилки: «Солнце выйдет из-за тучек, нас согреет теплый лучик,а ругаться нам нельзя, потому что мы друзья» и тд.

При работе по развитию речи, для правильной, четкой, понятной дикции ребенка, я использую скороговорки. Для начала скороговорку читаю, разбираем совместно с детьми смысловой посыл, затем разучиваем наизусть в медленном темпе, потом повторяем несколько раз с разной скоростью проговаривания хором и индивидуально.

Работу с родителями допустимо начать с выбора пословицы и предложить им объяснить её значение своему ребёнку, нарисовать к ней совместно с детьми рисунок.

На начальном этапе формирующего образовательного эксперимента прежде всего начинается работа с поговорками и пословицами. Используется этот жанр народного фольклорного творчества при знакомстве и приобщении к художественной литературе.

Например, при повторном чтении русской народной сказки «Заюшкина избушка», подвести детей к пониманию того, что лиса из сказки «плутовка» - это значит хитрая, изворотливая. В течении беседы по сказке можно использовать пословицы «Делая зло- на добро не надейся», «Кто за худом пойдет, тот добра не найдет».

Одно из более полюбившихся мне жанров фольклорного творчества является сказка. После детального прочтения, изучения мы с ребятами анализируем главную мысль и конечно же мораль. Подбираем подходящую пословицу к данному произведению. Б. В. Шергина в своих книгах очень хорошо раскрывает смысл русских народных пословиц: «глаза страшат, а руки делают» или «собирай по ягодке – наберёшь кузовок», а также красоту, разнообразие русской речи, в случаях их применения. Это не только позволяет раскрывать смысл пословиц в доступной, понятной для детей форме, но и пополняет словарный запас (кузовок, алебастровая статуя, кликать и т. п.). Это позволяет переходить к составлению различных рассказов по пословицам и осмысленной, понятной иллюстрации к ним. Детские рисунки можно собрать в альбом и оформить дидактическую игру «Угадай пословицу по картинке». Для обогащения, пополнения устной речи детей фразеологизмами и оборотами воспитателю следует включить в свою речь понятные, простые и яркие словосочетания, активно, ярко передающие эмоциональную, поэтическую окраску разговорной речи, например: «утро вечера мудренее», «красно солнышко», «мороз- трескучий, «капля в море», «водой не разольёшь», «держи себя в руках», «не в сказке сказать, ни пером описать» и т. п. для закрепления, освоения знаний пословиц и поговорок следует проводить дидактические игры например «Доскажи пословицу», в начале работы воспитатель говорит начало, а дети продолжают, а затем начало говорит один ребёнок, а продолжает другой.

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные, моральные нормы, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 18:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД