МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными

Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными

Уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы, который был защищен на муниципальном уровне и имеет соответствующий сертификат с оценкой 14,3 балла. Может кому-то понадобится в качестве образца по написанию опыта работы. Приложения не стала выставлять, так как очень много информации. но если кому-то нужно, пишите, помогу. Спасибо за внимание.

«Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными»

Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными» размещена в разделах

1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н. Рыжова).

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды. Нас окружают животные. Это птицы, рыбы, звери, насекомые. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру живого, дети знакомятся с конкретными видами животных, узнают их названия, характерные особенности.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Тихеева Е. И., автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский и многие другие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Федотова И. А. Хайдурова и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

С детьми 2-3 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Педагог А. К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.

Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов: Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.

Ребенок интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам животного мира. Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

учреждении и муниципальном образовании

МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» находится вблизи от промышленного предприятия ЗАО «СК Ленинградский», в удалении от автодороги. На территории детского сада присутствуют различные объекты природы: имеются деревья и кустарники, многолетние и однолетние цветы. Во время прогулок можно наблюдать за птицами, постоянно прилетают воробьи, вороны, голуби, за забором можно увидеть кошку, собаку. Вся территория детского сада безопасна для прогулок с детьми.

Педагоги и воспитанники детского сада в течение 2013-2014, 2014-2015 учебных годах принимали участие в районных экологических акциях «Птицы Кубани», «Птицам наша забота», «Операция «Дом на дереве». Ежегодно в начале апреля организуются праздники и развлечения, приуроченные ко Дню птиц.

Воспитатели МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» систематически посещают районные методические объединения, на которых обсуждаются, в том числе, и вопросы экологического воспитания. Так в 2012-2014 годах посещали МО на базе МАДОУ ДСКВ № 2 «Кубаночка» по направлению «Краеведческо- туристическая деятельность», в 2013-2014 учебном году МО на базе МБДОУ ДСКВ № 7 «Сказка» по организации групповой проектной деятельности.

Вопросы экологического воспитания, ознакомления дошкольников с животным миром периодически обсуждаются на педагогических часах, но данное направление работы в настоящее время носит не системный характер.

В детском саду имеется литература по экологическому воспитанию дошкольников, но иллюстративного материала с изображением животных недостаточно. Поэтому педагоги нашего детского сада совместно с родителями оформляют и приобретают демонстрационные пособия с изображением представителей растительного и живого мира.

Также обеспечивает полноценный образовательный процесс использование современных компьютерных технологий. В течение последних лет воспитатели в целях расширения представлений дошкольников о представителях животного мира используют мультимедийные презентации, в том числе и составленные самостоятельно, такие как «Дикие животные», «Домашние животные», «Мамы и детки», «Животный мир Краснодарского края».

Образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников младшей разновозрастной и старшей разновозрастной групп с представителями животного мира воспитатели строят на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствии с программой данное направление находит отражение в перспективных планах. Особое место в календарном планировании и ежедневной образовательной деятельности занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. В процессе работы по экологическому воспитанию детей воспитатели детского сада используют в основном предметные, настольно - печатные и словесные дидактические игры традиционного содержания.

Содержание работы МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» по ознакомлению дошкольников с представителями животного мира носит традиционный характер, направлено больше на подачу детям конкретных знаний, что не способствует развитию творческого и исследовательского поиска.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость активизации экологического воспитания, посредством более активного использования дидактических игр, в том числе и нового содержания.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Экологическое самосознание- способность понимания неразрывной связи человека с природой, зависимость благополучия людей от целостности и неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.

Природа- всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.

Живая природа - предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек.

Неживая природа - предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии.

Экосистема- это совокупность живых организмов и среды их обитания, характеризующаяся круговоротом веществ и потоком энергии (пруд, луг, лес).

Чувственное восприятие- это сложные системы сигналов, используемые живыми существами для ориентировки в окружающей среде. Для животных и человека содержание сигналов непосредственно выступает в виде образов объектов.

Презентация (способ представления информации) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме.

Экологические противоречия- любое взаимодействие есть противоречивое отношение, в котором стороны являются относительно устойчивыми, самостоятельными, обладают противоположными направлениями действия, исключают друг друга, ведут между собой борьбу, и в то же время они находятся во взаимосвязи, составляют единство. Сказанное в полной мере относится к взаимодействию общества и природной среды, выступающему как процесс развития экологического противоречия.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Окружающая среда- В методической литературе природу иногда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под воздействием человека.

Среда обитания- В природе каждый вид имеет свое местообитание. Для медведя местообитание — лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного. Это неверно, так как понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное.

Животные- это живые существа, которые питаются растениями и другими живыми существами и дышат кислородом. Они могут передвигаться и воспринимать окружающий мир.

Домашние животные- животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу.

Дикие животные- не прирученные, живущие на воле, в отличие от домашних.

Явления природы- все изменения, происходящие в природе.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

В формировании представляемого педагогического опыта принимали участие воспитанники младшей разновозрастной группы МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка».

В группе 21 ребенок: девочек - 13, мальчиков – 8. Из них: дети 1,5-2 лет -2 человека, дети 2-3 лет - 13 человек, дети 3-4 лет - 6 человек.

В силу того, что детский сад находится в удаленном микрорайоне, с сочетанием промышленной зоны и жилого сектора, основная масса детей проживает в районе детского сада. В связи со строительством многоквартирных домов вблизи детского сада возросла наполняемость групп. Часть воспитанников проживает в частном секторе, часть в многоквартирных домах, что ограничивает последних в общении с природой и в частности с представителями животного мира.

Дети по-разному адаптировались к детскому саду, но в основном успешно. Установились эмоционально положительные отношения между воспитателями группы и детьми. Коллектив детей организованный, сплоченный, дружелюбный, уравновешенный. Коллектив родителей отзывчивый, творческий, активный.

В этом возрасте у детей формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. Ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более плотно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно – действенного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно – образное мышление. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Память дошкольников 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

В процессе развития у детей 3-4 лет постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремиться к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.

В течение последних лет наблюдается противоречие: дети проживают в сельской местности, группа разновозрастная и имеется возможность передачи определенного опыта, знаний, однако при всем при этом объем знаний, представлений воспитанников младшей разновозрастной группы о домашних и диких животных ограничен.

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является воспитание гуманного отношения детей к объектам окружающей среды.

Цель: формирование у младших дошкольников познавательного интереса и правильного гуманного отношения к миру животных.

Задачи:

1. Способствовать пониманию младшими дошкольниками взаимосвязей в природе.

2. Формировать у детей в непринужденной игровой форме представления о живой природе, ее обитателях.

3. Систематизировать дидактические игры на ознакомление детей с дикими и домашними животными применительно к условиям своего детского сада.

Живая природа – это то, что нас окружает. Особое место в нём отведено животным.

Детей дошкольного возраста знакомят с двумя большими видами представителей животного мира это домашние животные, которые живут рядом с человеком, и дикие животные, которые живут в дикой природе. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру живого, взрослые знакомят их с конкретными видами домашних и диких животных, их названиями, характерными особенностями. Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умеет обращаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Задачи, поставленные в данной работе, будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

- принцип доступности и постепенности, соответствие возрастным особенностям детей, объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным;

- принцип повторности, многократного повторения материала помогает успешному его запоминанию;

- принцип наглядности, наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей;

- принцип комплексности и интегративности - решение образовательных задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности;

Чтобы познакомить детей с разнообразием мира животных, я обратилась к дидактической игре. Где, как не в игре с яркими картинками и с увлекательным голосом воспитателя у ребёнка проснётся интерес к неизвестному и интересному?

Так как дидактических игр много, я в процессе работы с детьми младшей разновозрастной группы, их разделила по группам на основе классификации, предложенной Бондаренко А. К.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, фигурки животных и т. д.). Предметные игры я использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести - «Чудесный мешочек», «Животные и их детёныши» и т. д. Предметные игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности (занятиях, беседах, так и в индивидуальной работе, усложняя содержание игры в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры.

Это игры, типа «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Лото. Дикие животные», «Третий лишний», «У кого какой домик?» и др. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры я использую в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной работы.

Словесные игры.

Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире животных. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто живёт в лесу?», «Какие животные живут у тебя дома?», «Как называют детёнышей животных?» и др. Словесные игры я провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире животных. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Игровые упражнения и игры-занятия

- «Найди маму», «Узнай, где живет» - развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам. Так же развивают память ребенка.

Подвижные игры природоведческого характера

- «Кот и мыши», «Огуречик», «Зайцы и волк», «У медведя во бору» и др. - создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе, а также способствую физическому развитию детей.

В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе мы вкладываем определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждаем последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников.

Остановлюсь подробнее на некоторых играх, известных многим педагогам, и которые я применяю в работе с детьми младшей разновозрастной группы:

Игры на развитие чувственного восприятия: «На что похоже? (ассоциации по цвету, форме, размеру, «Узнай по описанию по контуру животное», «Части - целое». Начинаю использовать при этом схемы, модели, символические рисунки.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Кто медведя весной разбудил?», «Да- нет», «Летает- не летает», и другие, провожу с использованием опорных картинок, альбомов.

Игры на формирование основ экологического самосознания: «Что будет, если….», «Хорошо - плохо», «Один - хорошо, много- плохо», «Откуда пожар пришел?», «Если бы я стал зайчиком» (ребята рассуждают кого бы боялся зайчик, где бы жил и т. д., «Собери животным корм на зиму» (в этой игре дети должны не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собирать).

Осуществляя образовательную деятельность по теме опыта, мною при организации дидактических игр применялись традиционные методы – словесный, наглядный, практический, а приемы к ним как традиционные, так и новые развивающие.

К наглядному методу относятся следующие приемы:

- применение в дидактических играх картин, фотографий, иллюстраций в книгах, что даёт возможность познакомить с явлениями, недоступными для непосредственных наблюдений (лес, нора лисы, следы волка). Особенно этот прием необходим при знакомстве с дикими животными, с такими, как, например, медведь. Ведь дети не смогут пронаблюдать за медведем в лесу, а могут только на картинках рассмотреть его;

- применение в дидактических играх презентаций. Исходя из технических возможностей детского сада, использую при этом ноутбук. Данный прием использую в работе с маленькими подгруппами детей (3-4 человека). Дети с увлечением рассматривают таких животных, которых никогда не видели (верблюд, зебра).

К словесному методу относится всем известное использование в дидактических играх художественного слова (отрывки сказок, потешки, стихи, загадки, что позволяет детям поближе узнать черты характера героев, их отличительные особенности (лиса- хитрая, заяц- трусливый, ёжик- рассудительный и т. д.). Я считаю, что правильно поставленный в игре вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей.

Одним из новых приемов словесного метода можно считать выявление и разрешение экологических противоречий- выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младшего дошкольного возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. На основе данного приема строятся дидактические игры «Хорошо- плохо», «Что будет если. ?». Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить: колючие иголки у ежа, это хорошо или плохо. И пришли к выводу: для ежика хорошо, ему будет удобно носить на спинке яблоки и грибы, его не обидят лиса и медведь. А нам, ребятам, не очень хорошо – ежа не погладишь, не возьмешь в руки, уколешься. Или, разгадывая загадку «Летом - серенький, зимой – беленький?» я, не просто сообщала детям, что к зиме шубка зайчика становиться белой, а акцентировала внимание детей- для чего так происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред.

К практическому методу я отношу включение в ход дидактических игр игровых упражнений, заданий. Пальчиковая игра (гимнастика) на основе эмоционально положительного настроя с использованием стихотворной формы позволяет закреплять представления о внешнем виде, повадках, интересных особенностях домашних и диких животных. Игры-имитации, игровые подражательные движения- также имеют большое значение в закреплении внешних характеристик представителей животного мира. Включение в дидактическую игру нетрадиционной техники рисования используется для закрепления полученных знаний. Например, с помощью пальчиков и гуаши мы рисовали маленькие следы белочки и большие следы медведя.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста. Игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными
Опубликовано: 11 июля 2017 в 14:27
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД