МААМ-картинки

Педагогический опыт «Народное творчество» (3 фото)

Жураева Гулистан
Педагогический опыт «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

М. И. Калинин:
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено и сохранено народом, то, что народ пронес через столетия»
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. В связи с этим у меня возникла идея разработать проект, связанный с народным творчеством.

Публикация «Педагогический опыт „Народное творчество“» размещена в разделах

Особое внимание в своем проекте я уделила декоративно – прикладному искусству, оно призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного искусства.

Актуальность проблемы моего проекта связана с разрешением противоречия между современными подходами по созданию педагогических условий для детей дошкольного возраста на занятиях, воспитания их активности через народное творчество и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике работы ДОУ.

Цель проекта - выделение педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию творческой активности детей дошкольного возраста посредством народного творчества.

В соответствии с поставленной целью исследования мною были выделены предмет и объект проекта.

Объект проекта - творческая активность детей дошкольного возраста.

Предмет проекта - народное творчество как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. На основании этих представлений формируются и развиваются основы художественной культуры каждого ребенка.

Народ всегда и во все времена создавал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

В своём проекте я выделила такую основную задачу, как расширить

представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства и способствовать обогащению творческих стремлений детей – видеть в реальных предметах искусства новизну и разные стили росписи, что соответствует требованиям ФГОС и не противоречит их основной задаче - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. На основе этого у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства, они учатся выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

Все это и сложилось в идею, которая и помогла мне достичь результатов в моей работе, а именно – показать, что народное творчество у детей дошкольного возраста помогает формировать творческое начало в восприятии окружающего мира.

Народное творчество, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор реализуются в полной мере. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Своим проектом я хотела бы сберечь тонкие нити культурного наследия, чтобы донести детям характер духовно-художественного постижения мира и сохранить интерес к народным традициям.

Не стоит забывать, что посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного волшебства и сказочной доброты. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.

В работе с детьми я использовала изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (хохлома, гжель, дымковская роспись, филимоновская игрушка и др.).

Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.

Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, народное искусство очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Успехом данного проекта было то, что дети с большим интересом воспринимали информацию и примеры изделий, игровые приемы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были интересны детям, в практической части мы украшали узорами вещи и предметы быта, соответствующие виду росписи. Так, в ходе проекта, дети расписывали узорами хохломской росписи тарелки и дощечки, лепили и украшали узорами филимоновские игрушки, использовались также нетрадиционные

методы рисования – пальчиками дети разукрашивали фигуру лошадки по технике дымковской росписи, с помощью обрывной аппликации украшали блюдо узорами гжели. Интерес и увлеченность детей в ходе проекта усиливался и за счет того, что работы детей украшали помещения детского сада, чтобы каждый родитель мог полюбоваться творчеством своего ребенка, либо привнести свой вклад в проект, участвуя в совместной деятельности для оформления выставки «Сохраним традиции».

К проекту я готовилась тщательно. План осуществления проекта возник не за один день. Работая над ним, я рассказывала детям о народных мастерах, их творчестве; о материалах, из которых создаются изделия, с помощью проектора показала им презентацию с различными видами росписи. Несомненно, такие беседы заинтересовывают детей, помогают раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В своей педагогической практике я использовала программу «Радость творчества» под редакцией О. А. Соломенниковой для занятий, для диагностики интеллектуально-эстетического развития детей – книгу «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой, а также учебно - игровые методики, но наиболее интересной для детей оказалась методика «Монтессори» - сложи узор, в которой дети старались деревянными предметами различных форм и цветов повторить элементы различных узоров хохломской росписи и гжели. Анализ продукции детского творчества позволил мне применить эту методику преимущественно к детям старшего дошкольного возраста.

Она дает возможность проявиться каждому ребенку, показать свою

индивидуальность, способности к запоминанию, ставить определенную задачу и затем осуществлять ее изобразительными средствами. На время дети складывали узор из росписи, сначала проекта им давалось собирание картинок немного дольше, но к концу проекта они не только собирали их быстрее, но и привносили свои элементы в узор.

Педагогический опыт «Народное творчество»

В ходе проекта было видно, что дети работали с увлечением, а это наиболее ощутимые успехи для меня. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

Фото «Народное творчество»

Результативность проекта достаточно высока – дети:

1. Приобрели знания о народном творчестве и научились различать его виды и стили.

2. Умеют создавать узоры по собственному замыслу.

Педагогический опыт - фото

Работая над проектом «Народное творчество», я узнала много нового и делилась своим опытом с коллегами : на педагогических советах, на сайте ДОУ.

Через народное творчество я попыталась донести до детей историю и красоту народных традиций в разных видах росписи.

«Народное искусство живет, пока его чтут и берегут!»

Народная мудрость.

Публикации по теме:

Народное творчество: культура и традицииНародное творчество: культура и традиции В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость.

«Народное творчество в жизни дошкольника». Консультация для родителей В первые годы жизни ребенка у детей начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом. В.

«Волшебная паутинка». НОД в проектной деятельности «Русское народное творчество» Ребята, мы с вами уже знаем, что в жизни русских людей все было подчинено работам в поле. Чтобы прокормиться и собрать хороший урожай, надо.

Отчёт по теме месяца «Русское народное творчество» Чему дети научились в феврале месяце Тема месяца «Русское народное творчество» «Игрушки в гостях у детей» Познавательное развитие: -познакомились.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Инновационный педагогический опыт «Наша планета здоровья»Инновационный педагогический опыт «Наша планета здоровья» В первые годы жизни происходит интенсивное физическое развитие ребёнка. Организм ребёнка очень пластичен. Физическое воспитание даёт положительный.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Народное творчество»
Опубликовано: 11 августа 2016 в 07:55
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Народное творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Жураева Гулистан (УИ 753801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД