МААМ-картинки

Педагогический опыт «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»

Светлана Шахоткина
Педагогический опыт «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Такими как, незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Публикация «Педагогический опыт „Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности“» размещена в разделах

В большинстве случаев основной причиной дорожно-транспортных происшествий является элементарное пренебрежение требованиями Правил дорожного движения. Поэтому очень важно знакомить детей с Правилами дорожного движения, начиная как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Основная идея опыта.

Опыт посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:

- возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;

- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно – методических пособий, в том числе электронных, для изучения ПДД в детском саду;

- знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, родственников)

Целенаправленно веду работу по обучению детей правилам дорожного движения с 2003 года.

Ежегодно пополняется материально-техническая база по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

В группе оформлен центр детской деятельности «Безопасности, дорожной азбуки», в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры для проведения работы по ПДБ.

Педагогом подобраны и разработаны памятки для педагогов и родителей, красочные плакаты на темы «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.

Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрела жезлы регулировщика, дидактические игры.

Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной.

Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия.

Необходимость работы по данному направлению обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями дошкольников. Поэтому большую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является : формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.

Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожной безопасности, по мнению Старцевой О. Ю., является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л. В. Выготский). Возможность обучать детей посредством развивающей познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей, дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. (А. И. Сорокина).

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

Использование художественной литературы, по мнению ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.

Также я изучала следующие авторские технологии:

«Школа дорожных наук» О. Ю. Старцева,

«Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т. А. Шорыгина,

«Я и моя безопасность» К. Ю. Белая,

«Правила дорожного движения дошкольникам» С. Н. Черепанова,

«Три сигнала светофора» Т. Ф. Саулина,

• «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н. А. Извекова,

«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова,

«Правила дорожного движения» Т. Г. Кобзева,

«Мои друзья – дорожные знаки» Г. П. Шалаева,

«Изучаем дорожную азбуку» Ф. С. Майорова,

«ОБЖ для старших дошкольников» Н. С. Голицына.

Журналы и газеты:

«Путешествие на зелёный свет»

«Добрая Дорога Детства»

Накопление опыта безопасного поведения на дороге - это часть системы, обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Новизна, теоретические находки автора.

Новизна опыта заключается :

-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;

- в создании предметно – развивающей игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожной безопасности с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).

Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы.

Работая над данной проблемой уже несколько лет, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации. Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОО материально – техническими условиями.

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Фотоотчет о проведенной Декаде дорожной безопасности детейФотоотчет о проведенной Декаде дорожной безопасности детей К теме безопасности детей приходится возвращаться постоянно. В нашем ДОУ, помимо ежедневной работы по разделу «Безопасность», прошла тематическая.

Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит«Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит« «Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит» Автор: Комракова Татьяна Владимировна Макет «Пожарный.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Азбука дорожной безопасности»Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Азбука дорожной безопасности» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие "Азбука дорожной безопасности" данное пособие рассчитано.

НОД по дорожной безопасности «Квест-игра «Дорожные знаки» для детей старшей группыНОД по дорожной безопасности «Квест-игра «Дорожные знаки» для детей старшей группы Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного.

Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возрастаОбучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 09:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД