Получи документы

Педагогический опыт «Приобщение дошкольников к истокам национальной мордовской культуры»

Самарина Татьяна Васильевна
Педагогический опыт «Приобщение дошкольников к истокам национальной мордовской культуры»

1 Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором

Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, на основании которого педагоги дошкольного образования должны разработать примерную образовательную программу дошкольного учреждения, состоящей из базовой части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Часть примерной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна включать в себя материалы, учитывающие специфику региона, в частности, Республики Мордовия.

Публикация «Педагогический опыт „Приобщение дошкольников к истокам национальной мордовской культуры“» размещена в разделах

В связи с этим, одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям.

Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать.

Приобщая ребенка к живительному источнику истории, фольклора, традиции, обычаев своего народа, родители и педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей, развивают речь дошкольника на прекрасных образах родной речи. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

Мордовский детский фольклор открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: они раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

2. Основная идея опыта.

Дети дошкольного возраста - самое благоприятное время, когда можно формировать познавательный интерес к родной культуре. Поэтому, для реализации собственного инновационного опыта была выбрана данная тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры станет наиболее эффективным и устойчивым при соблюдении следующих условий:

-расширение представлений о мордовском национальном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;

-обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность.

-накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений о произведениях декоративно

прикладного искусства;

-приобщение детей к мордовским народным играм.

В связи с этим были определены задачи инновационного опыта :

Создать педагогические условия в ДОУ для приобщения дошкольников к истокам мордовской народной культуры;

Развивать устойчивый интерес к народной культуре;

Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.

Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения мордовского народного творчества.

Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации.

Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда.

Воспитание у дошкольников патриотизма к национальным традициям, через возрождение и преображение богатого опыта мордовского народа.

3. Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Культура - развивающий процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формах - материальной и духовной.

Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания. Национальная культура может преобладать на каком - либо территории, но не являться единственной [1. С. 58].

Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры [6. С. 51].

К. Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. [21, с. 253]. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и любовь к играм танцам, фольклору [14. С. 87] .

Задача педагогов - постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также совершенствования средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. В исследованиях психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Божович, и др.) уделяется много внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественно поведения, культурой [10].

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Одним из основных компонентом, составляющих культуру любого народа, является праздник. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности.

Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи. Многие обычаи и традиции способствовали нравственному воспитанию. Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов.

Фольклор любого народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, загадки).

Таким образом, простота, лаконичность, эмоциональность насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, декоративно - прикладном искусстве, играх, праздниках, делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста.

4. Новизна, творческие находки автора.

Новизна педагогического опыта заключается в тщательно продуманной работе в интеграции по ознакомлению дошкольников с культурой мордовского народа, в системе образовательных областей через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и другие. В создании модели организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС.

Новизна опыта ориентирована на ФГОС и заключается в том, что помимо содержания основной образовательной Программы, обеспечивающего всестороннее развитие личности в разнообразных видах деятельности по пяти образовательным областям, в нашем МДОУ ежегодно реализуется планирование по национально-региональному компоненту и организовано дополнительное образование по изучению мордовского (эрзя) языка и знакомству с мордовским бытом, обычаями и традициями.

Также результаты анкетирования родителей выявили не только актуальность, но и возникли некоторые вопросы по данной проблемы: с одной стороны – рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний о культуре своего народа, а с другой – незнание своей культуры, истории, традиций, а подчас и равнодушие к этим вопросам некоторых родителей. Перекладывание данного вопроса на воспитателей, детский сад. Всё это позволило сделать вывод о необходимости активизировать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

5. Технология опыта.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребнка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, познавательную, продуктивную деятельность, игровую, художественно-речевую, ознакомление с фольклором, музыкальную деятельность.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с историей родного края и проживающими в нем народами; их традициями через посещение мини-музея МДОУ, рассматривание репродукций, фотографий, составление рассказов на различные темы.

Продуктивная деятельность включает в себя художественно-эстетическое творчество: рисование, лепку, аппликацию.

Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми.

Ознакомление с фольклором предполагает знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, легендами, стихами, считалками, поговорками, пословицами, загадками.

В музыкальную деятельность входят: разучивание и исполнение народных песен (как русских, так и мордовских, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; развлечения (народные праздники); театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры нужно работать по следующим направлениям:

-окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа. Работа начинается, прежде всего, с создания в группе центра национальной культуры и оформления его предметами декоративно-прикладного искусства. Также в детском саду организована работа мини-музея быта и национальной культуры. Кроме того, в доступной форме знакомим детей с разнообразными элементами мордовской культуры (народная одежда, вышивка, резьба по дереву и др.)..

-использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

-народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

-ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

-знакомство с народными играми. В играх удовлетворяется жажда действий, предоставляется возможность для работы ума и воображения, воспитывается умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Поэтому народные игры также были введены в программу курса и дети знакомятся с ними на занятиях, во время физкультминуток.

Таким образом, условиями эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие :

-взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

-определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;

-использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

-совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

Формы образовательной работы с дошкольниками.

– непосредственно- организованная деятельность;

– совместная деятельность;

– праздники и развлечения;

– наблюдения в быту и в природе;

– организация конкурсов рисунков и поделок;

– слушание музыки, просмотр видеофильмов;

– посещение музеев

– создание национального быта в группе

6. Результативность опыта.

Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.

В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Баягине», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Программа дополнительного образования «Баягине» рассчитана на 3 года с детьми 4-7 лет

Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.

В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций.

Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

Семья является главным источником народных традиций, поэтому я постаралась заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители стали больше проявлять интерес к приобщению детей к национальной культуре, принимают активное участие в различных конкурсах и совместных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая работа по теме «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» способствует приобщению к национальной культуре родного края, привитию интереса к быту, обычаям и традициям мордовского народа. Дети с большим удовольствием стремятся изучать и узнавать как можно больше о своей малой Родине, о культуре своего народа, его традициях.

Список литературы

1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2012. - 248 c.

2. Акимова Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.

3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.

4. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш. М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.

5. Архарова Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001. – С. 204-205.

6. Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003. - 188 с. С. 20-32.

7. Батурина Г. И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика : ее воспитательные возможности в современных условиях / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина // Преподаватель. – 1999. – № 1 (8). – С. 15-18.

8. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.

9. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Москва: Академия, 1999. – 168 с

10. Выготский. [Сб. текстов. ] — М: Амонашвили, 1996.

11. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.

12. Давыдова О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О. И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.

13 Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

14. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.

15. Ельцова, О. М., Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение к народной культуре/ О. М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011. №4 С. 29.

16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика,1986. – С. 222-285 [Р. III. Проблемы развития психики].

17. Закирова К., Сабирзянова Э. Игры разные нужны/ К. Закирова // Дошкольное воспитание в Республике Татарстан. - 2012. №6 С. 92.

18. Литвинова, М. Ф. Народные подвижные игры/ М. Ф. Литвинова - М. : Издательский центр № Акдемия”, 2002 С. 123.

19. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

20. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1990. - № 6.

21. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6-ти т. Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1988. – 416 с.

22. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

23. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.

24. ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Приобщение дошкольников к истокам национальной мордовской культуры»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 16:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД