Получи документы

Опыт работы музыкального руководителя «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста»

Наталия Кононенкова
Опыт работы музыкального руководителя «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста»

Педагогический опыт работы

музыкального руководителя

МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Кононенковой Наталии Юрьевны

Тема: «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста через народное творчество и фольклорные праздники»

Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность опыта заключается в том, что, в современных условиях, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа, в связи с ориентацией образования на воспитание человека-культуры. Заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники изменения, происходящие в нашем обществе. Приобщение к культуре своего народа и народным традициям раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Этот процесс наиболее оптимально происходит при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию, умение понять её могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю.

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию мордовского народа необходимо для воспитания уважения, гордости за землю, на которой живёшь. Следовательно, активизация внимания общества к сохранения культурно — исторического наследия, вопросам развития культуры, приобретает особую актуальность.

Ведущая педагогическая идея опыта — пробудить у детей интерес к освоению культурного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, к традиционной народной мордовской культуре, формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

Проблема исследования – необходимость приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Перспективность педагогического опыта заключается, в приобщение детей к народному музыкальному творчеству, которое является насущной необходимостью и позволяет развивать у них эмоциональную восприимчивость, духовно-нравственные качества, способствует

формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения,

как к своей культуре, так и к культуре других народов.

Целью данного исследования было определено: приобщать детей дошкольного возраста к традициям, истории мордовской национальной культуры через народное творчество и фольклорные праздники; воспитание духовного патриотизма на народных традициях и обрядах.

Приоритетными целями являются :

– создание условий для изучения национальной культуры, путем ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором и творчеством композиторов Мордовии;

– формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к культуре в процессе музыкального развития, ознакомления с традициями родного края и особенностями культуры.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное музыкальное развитие дошкольников средствам приобщения ребёнка к своей национальной культуре будет проходить при следующих педагогических условиях:

приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности: театрализованной, музыкальной, культурно — досуговой, игре;

– формирование познавательного интереса к окружающей природе, языку, литературе, музыке, изобразительному искусству мордовского народа;

– формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре мордовского народа, через совместную деятельность с педагогами;

– опора на духовно-нравственный потенциал народных традиций, использование разнообразных видов занятий: познавательных бесед, развлечений, фольклорных праздников, посиделок;

– включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приёмов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребёнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию музыкального творчества у детей.

В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Я нацелена в своей работе на решение целого ряда задач.

Задачи исследования:

– познакомить детей с традициями, обрядами и обычаями мордовского народа, с произведениями мордовской народной культуры;

– формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности (игровой, учебно-познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной, спортивно-двигательной);

– воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи;

развитие познавательного интереса к музыке, истории родного края;

– сохранение ценностей народной культуры в аспекте взаимодействия семьи и детского сада.

Теоретическая основа опыта :

Проблема приобщения к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. Вопрос приобщения детей к культуре народа поднимались в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

К проблеме возможностей народной культуры обращались многие педагоги. В начале 20 века они призывали внедрять в педагогическую практику народные традиции, пропагандируя народное искусство, эстетику, национальные одежды, народные игрушки, танцы, праздники.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Воспитание патриотических, социально-коммуникативных, духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры родного края, своей Родины, той общественной среды, в которой они живут.

Эффективными средствами в работе по приобщению детей к истокам национальной музыкальной культуры являются различные формы и методы организации детской деятельности:

- Беседы. Проводя беседу, я помогаю ребёнку полнее, глубже воспринимать действительность.

- Рассматривание национальных предметов, музыкальных инструментов, так как окружающие предметы впервые пробуждают душу ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они часть мордовского народа.

- Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления красоте, о добре, храбрости, правде, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- Народные праздники и традиции.

Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через них дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Для детей наиболее естественными будут праздники, в которых традиционно принимают участие сами дети. Это фольклорные праздники: «Осенины», «Покров», «Святки», «Масленица», «Пасха» и т. д.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность.

- Ознакомление с декоративно-прикладным искусством.

Данный вид искусства несёт в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, традиционные предметы быта, изделия игрушечных промыслов.

- Мордовские народные игры, в которые дети очень любят играть. В них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое отношение к культуре родного края, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.

- Использование информационно-коммуникативных технологий (использование в образовательном процессе компьютера, телевизора, СД, интернета).

- Индивидуальная работа.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания. Прежде всего, от форм организации музыкальной деятельности, значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения и др.

Работа с родителями

Она направлена на повышение педагогической культуры родителей, помощь семьям в воспитании этнокультуры у детей. Основная задача - сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к музыкальной культуре Мордовского народа. Эта работа осуществляется через родительские собрания на духовно-нравственные темы, анкетирование, проведение совместных мероприятий, посвященные Мордовии.

Изучение различных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные в наших условиях методические приёмы, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы. Была подобрана методическая и детская художественная литература, картины, пособия для занятий и игр. Мною были разработаны конспекты занятий и бесед о родном крае, консультации для родителей.

Вся работа с детьми строится по принципу от простого к сложному с учётом возрастных способностей.

Все глубже входят электронные образовательные ресурсы ознакомлении детей с народной культурой. При просмотре компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества.

Анализ результативности

Анализ результатов опыта показал, что мои воспитанники имеют хорошие музыкальные умения и навыки. Они хорошо владеют вокальными навыками: умеют распределять дыхание, чётко артикулируют, чисто интонируют. Дети умеют слушать музыку, определять жанровую принадлежность музыкальных произведений. Различают русские, мордовские народные песни, произведения мордовских и русских композиторов на слух. Хорошо исполняют народные танцевальные движения. Детям очень нравится участвовать в фольклорных праздниках и все больше узнавать историю своей столицы.

Мною были разработаны мероприятия, занятия по народной культуре. Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского и мордовского народов.

Удалось привлечь родителей к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, изготовлению атрибутов для праздников и занятий, изготовлению буклетов, дидактических и наглядных материалов.

Обобщая, свой опыт я могу сделать вывод, что у воспитанников нашего детского сада повысился интерес к мордовской народной культуре и традициям.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности и сложности при использовании данного опыта заключаются в нехватке мордовской детской музыкальной литературы, музыкальных народных инструментов и аудио материала.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что формы работы и методические приемы по изучению этой интересной темы могут применяться музыкальными руководителями дошкольных образовательных организаций. Говоря о проблеме, хотелось бы подчеркнуть, что его эффективное решение возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду»Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду» Представление собственного инновационного педагогического опыта. На тему: «Приобщение к якутской национальной культуры в пространстве детской.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы музыкального руководителя «Приобщение к культуре Мордовского края детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 марта 2023 в 22:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД