Педагогический опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Светлана Корнаухова
Педагогический опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

I. Сведения об авторе:

Ф. И. О. Корнаухова Светлана Александровна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

II. Научная обоснованность

В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др. Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по дошкольному воспитанию, а так же родителям. Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. Рекомендована эта программа педагогам дошкольных учреждений.

Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время. Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели и родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тысяч ДТП. В них погибает свыше 35 тысяч человек, получают ранения более 250 тысяч. Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, количество жертв среди детей-пассажиров за первые пять месяцев 2017 года увеличилось на 23% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве наиболее прочные: правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

НОВИЗНА

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге, во всех видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, познавательной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Другой элемент новизны заключается в самом подходе к проблеме обеспечения безопасного поведения ребенка в дорожном движении, через включение специалистов, социум, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения. В этом направлении разработан богатый практический материал.

III. Цель данного педагогического опыта:

• сохранение жизни и здоровья детей как участников дорожного движения в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды;

• развитие психофизиологических качеств ребенка;

• формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

IV. ЗАДАЧИ

1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать планирование.

3. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.

4. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

5. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

6. Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций

7. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

8. Привлечение родителей к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения

V. Гипотеза опыта:

Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если учитывать возрастные особенности детей; процесс овладения культурой поведения на дороге будет непрерывным, поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях (беседы, игры, чтение книг, заучивание стихов, прогулки, экскурсии и т. д.); осуществлять сотрудничество с семьёй дошкольника.

VI. Содержание опыта:

В работе я опиралась на такие эффективные педагогические принципы организации образовательного процесса:

• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка правилам дорожного движения опирается на уже освоенное в предыдущем.

• Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

• Принцип интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

• Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

• - проектный метод обучения;

• - моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

• - личностно-ориентированная технология;

• - технология игрового обучения;

• - интерактивный метод;

• - метод наблюдения и беседы;

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю

во всех формах своей деятельности с детьми:

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;

- Различные виды ИЗО деятельности;

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения;

- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

- Беседы и разговоры по ПДД;

- Наблюдения за транспортом и пешеходами.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В содержание проектной деятельности входят:

-экспериментально-исследовательская деятельность;

-изобразительная деятельность;

-театральная деятельность;

-создание газет, альбомов;

-конкурсы, викторины;

-выставки;

-праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности являются дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада.

Деятельность педагога по формированию культуры безопасного поведения детей на дороге характеризуется следующими особенностями:

Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе – первый шаг в формировании у дошкольников устойчивого интереса переключения на самоконтроль.

Разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида. Значительное место было отведено практическим методам обучения наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрестку, проезжей части; к светофору, в библиотеку и т. д. ; игры в автогородке на территории детского сада во время которых, дети знакомились с перекрестком и некоторыми правилами дорожного движения) беседа с инспектором ГИБДД; КВН по ПДД «Правила дорожного движения – надо знать». В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы» и т. д. Изготовили дидактическое пособие «Лэпбук по ПДД», информация, представленная, в «Лэпбуке» выполняет познавательную и развивающую функцию, периодически обновляется.

Оформлен уголок безопасности: Подобраны настольно - печатные игры, развивающие игры, ("Летит, плывёт, едет", "Дорожные знаки", "Красный, жёлтый, зелёный, "За рулём") пополнили коллекцию машин специального назначения; подготовили атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, (Жезл, руль, костюм регулировщика дорожного движения, набор дорожных знаков, пешеходных дорожек, светофоров, различные виды транспорта (специальный, строительный, легковой). Приобрели набор знаков, игровое поле – с помощью которого, ребята учатся решать проблемные ситуации, видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД «(Правила дорожного движения», «В стране дорожных знаков», «Непослушный пешеход», «Азбука города», которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук»: (Рассказы о правилах дорожного движения для детей 5—7 лет И. Серяков, Н. Дедяева «Не играйте на дороге», М. Д. Дружинина «Наш друг - светофор», С. В. Михалков «Дядя Стёпа», А. Усачев «Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей» Н. Носов «Автомобиль», стихи М. Пляцковского, С. Михалкова, Н. Сорокина)

Велась работа по художественно- эстетическому развитию: выполнение рисунков, аппликаций, конструирования- «Дорожные знаки», «Наша улица», «Легковой автомобиль», «Дети и дорога» и т. д.

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:

- родительские собрания: «Безопасная дорога», «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма», «Дорога и мы».

- консультации «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», «Правила поведения в общественном транспорте», «Легко ли научить ребенка соблюдать ПДД», «Безопасная дорога», "Родителям о дорожной безопасности", «Безопасность детей – забота взрослых»; и т. д.

- предложили родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе рисунков по теме дорожного движения;

- обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии;

- книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников»;

-плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;

- буклеты-памятки (Дорога-дети - безопасность, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;

- целевые прогулки родителям с детьми по заданию воспитателя:

«Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «Перекрёсток».

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства, при перевозке детей в автомобиле. Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты.

Вывод:

Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, использование эффективных, современных методов и приемов, даёт положительные результаты. Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

VII. Показатели эффективности деятельности по реализации проекта:

Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса позволяют сделать вывод об итогах работы:

Таблица «Общий уровень усвоения материала по ПДД»

Знают основные дорожные знаки и термины по ПДД: 2016-2017 70%-80%; 2017- 2018 85%-90%

Практическая деятельность: 2016-2017 65%-75%; 2017- 2018 78%-85%;

Знание правил дорожного движения: 2016-2017 73%-84%;2017- 2018 86%-91%;

Средний показатель усвоения программного материала

2017 69%-80%;

2018 83%-89%;

- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

А также результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, даёт положительные результаты.

VIII. Стратегия осуществления деятельности:

Данный опыт реализуется в рамках педагогической системы ДОУ №43:

- в специально организованной совместной игровой деятельности педагога и ребёнка;

- в самостоятельной детской игровой деятельности;

- в специально- организованной образовательной деятельности и в блоке совместной деятельности.

- с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;

- с родителями - в процессе организации совместных мероприятий для детей.

IX. Эффективность опыта.

Были получены результаты посредством диагностики, где можно увидеть положительную динамику развития воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность.

Данный опыт работы был обобщён на уровне образовательного учреждения, получил положительную оценку коллег.

X. 1. Методическое обеспечение:

1) Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, М.: АСТ – АТД, 1998 г. ;

2) Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе Программа «Детство» раздел «Безопасность»;

3) К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной «Как обеспечить безопасность дошкольников»

4) «Правилам дорожного движения надо учить» Управление ГИБДД УВД

5) С. Н. Черепановой «Правила дорожного движения дошкольникам» - 2008 г. Москва, а так же периодические издания и др.

6) Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».

М. «Просвещение» 1973 г.

7) Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.

8) Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.

9) Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.

10) Беляевскова Г. Д., Мартынова Е. А. «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» Волгоград: «Учитель» 2013

11) Стеркина Р. Б., Князева О. Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

12) Лукина Л. И. «Безопасность ДОУ» М.: ТЦ. Сфера 2007

13) Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста Транспорт: наземный, водный, воздушный. Москва, 2006

14) Лукина Л. И. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» М.: ТЦ. Сфера 2007

15)Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность на улицах и дорогах» М. ООО «Издательство АСТ - ЛТД» 1997

16) Вдовиченко А. А. программа «Ребенок на улице»

17) www.detskiysad.ru/-Сайт «Детский сад»

18) www.dohcolonoc.ru /– Сайт для воспитателей детских садов

19) www.doshkolniki.com.ru / - «Всё для воспитателей и родителей»

20) www.vospitatel.com.ru /– Сайт «Воспитатель»

21)Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

22) Горская А. В. Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие. / Под ред. С. И. Бугрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2011.

23) Крутецкая В. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский дома «Литера», 2012. – (Серия «радуга»).

2. Материально - техническое обеспечение:

Библиотека методической и художественной литературы;

Наглядно-дидактические пособия;

Уголок в группе по ПДД;

Игрушки разных классов;

Современное мобильное лёгкое игровое оборудование;

Спортивный инвентарь и оборудование;

Полифункциональные материалы;

Информационные технологии;

Аудио- и видеотехника.

3. Диагностический инструментарий: тесты, анкеты для педагогов, детей, родителей.

XI.Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на воспитателей детских садов. Специальной подготовки педагогов и переоснащения процесса воспитания и обучения детей для применения данного опыта не требуется.

В ДОУ планируется расширение этого опыта из индивидуального до коллективного.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Публикации по теме:

Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Добрый день уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом своей работы. 3 слайд Вашему вниманию представляю тему моего выступления: «Комплексная.

«Знакомство детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения» (фотоотчет)«Знакомство детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения» (фотоотчет) С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах.

Фотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаКВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Памятка педагогам по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Тема: «Светофор»Рассматриваем: • 2 вида светофора: транспортный и пешеходный. В любой деятельность всегда упоминаются оба светофора (рисование,.

Обучение ребенка правилам дорожного движения Актуальность: В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. Причиной таких происшествий.

Опыт работы по обучению детей правилам дорожного движенияОпыт работы по обучению детей правилам дорожного движения се мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Разные формы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Учить детей правилам дорожного движения актуально в любом возрасте. Уже с детского сада начинается этап приобщения учащихся к основам дорожного.

Викторина по правилам дорожного движения «Дорожные знаки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепление правил безопасного поведения на дороге. Задачи: • Закреплять знания о правилах поведения на улицах и дорогах • Воспитывать.

ВКР «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 21:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...