МААМ-картинки

Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Оксана Артамонова
Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта

Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Конспект итогового занятия предлагается в Приложении 4.

Месяц № Тема занятия

Сентябрь

1 Труд – основа жизни

2 Работать и зарабатывать

3 Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий».

4 Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну профессий». Продукты труда: товары и услуги

Публикация «Описание педагогического опыта „Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Октябрь 5 Творческое задание. Что будет, если люди перестанут трудиться

6 Труд во благо

7 Кто придумал деньги

8 Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся.

Монеты разных стран

Ноябрь 9 «Современный вид денег – пластиковая карта».

10 Что такое валюта. Какая бывает валюта?

11 Как деньги попадают к нам в дом.

12 Трудовая денежка всегда крепка

Декабрь

13 Откуда берутся деньги и зачем они нужны

14 Где покупают и продают разные товары?

15 Понятие цены, стоимости.

16 Понятие цены, стоимости. Зависимость цены от качества.

Январь 17 Выгодно не выгодно

18 Бюджет (доходы)

19 Бюджет (доходы)

Февраль 20 Бюджет (расходы)

21 Бюджет (расходы). Полезные экономические навыки и привычки в быту

22 Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

23 Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Март 24 Все по плану (экономические задачи)

25 Потребности и желания

26 Потребности и желания, Ситуативные задачи.

27 Копим и сберегаем

Апрель

28 Копим и сберегаем. Полезные экономические навыки и привычки в быту

29 Банк «Дом, где живут деньги»

30 Занимаем и одалживаем

31 Заплатить долг скорее, так будет веселее

32 Что за деньги купить нельзя.

Май 33 Рекламы разные нужны.

34 Деловая игра «Рекламное агентство».

35 Итоговое занятие «Буратино в стране чудес»

Таким образом, все формы и методы, которые мы использовали в своей работе, позволяют старшим дошкольникам стать активными участниками процесса овладения основами финансовой грамотности. Применяемые нами как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение др., так и современные формы работы (ситуационные задачи «Рассуждалки», обучающие сказки, «денежные» сказки, мастерские, лепбук) носят интегративный характер, что позволяет развивать разные виды деятельности дошкольников.

Работа с родителями очень значима при формировании финансовой грамотности дошкольников, так как эффективность нашей педагогической деятельности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Мы стремились обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности их детей. При работе с родителями мы использовали разнообразные формы работы.

В первую очередь нами привлекались информационные формы работы. Мы изготовляли папки-передвижки, темами которых были «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы копим». В папках-передвижках мы располагали примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, давали рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, делали тематические стенды с консультативным материалом по вопросам финансовой грамотности дошкольников. Пример рекомендаций для родителей «Воспитание финансовой грамотности и культуры в семье» в Приложении 5.

Были проведены родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи» и деловая игра для родителей «Азбука финансов».

Также нами проводились различные мероприятия совместно с родителями – конкурс на составление рекламы фирменного блюда, конкурс на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей», изготовление семейных экономических газет «Бюджетная семейная газета», детско-родительские проекты: «Юный финансист», «Как мы учились экономить», «Как мы копили деньги».

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности», обучении и развитии самого ребенка.

В процессе работы по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников мы постепенно модернизировали и расширили предметно-пространственную среду группы. Был создан уголок «Финансовая грамотность», в котором у нас находятся деньги, нарисованные детьми, картотеки дидактических и социально-ролевых игр и атрибуты для них, самодельные альбомы и карточки о профессиях; банкомат, пластиковые карты, кошельки и др. Все атрибуты к сюжетно-ролевым играм мы изготавливали вместе с детьми. Обновлены центры для игр «Супермаркет» : изготовлен банкомат, приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги в форме сказочных героев, изготовлены коробочки с йогуртом, кефиром и др.

Таким образом, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста – это актуальное направление в современной дошкольной педагогике, которое дает возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача воспитателей и педагогов – на доступном уровне рассказать дошкольникам о сложных финансовых понятиях, для этого необходимо широко привлекать разнообразные и интересные формы и приемы работы, виды деятельности, тесно взаимодействовать с родителями, обогащать предметно-пространственную среду.

Результативность опыта

В ходе практического применения нашего опыта мы пришли к выводу, что обучение детей азам финансовой грамотности, первоначальным экономическим представлениям, освоение ими основных финансовых категорий, формирование финансово-экономических умений и навыков целесообразно начинать на этапе старшего дошкольного возраста, поскольку дети активно включены в экономическую среду общества. Процесс формирования финансовых знаний и представлений является важным направлением финансовой грамотности дошкольников и представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую финансовую социализацию детей. Целенаправленная работа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, финансовой культуры, финансовой воспитанности.

В ходе применения нашего опыта работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста были достигнуты следующие результаты:

1) стали проявлять интерес к познанию основных финансовых категорий и финансово-экономическим явлениям окружающей действительности;

2) познакомились с денежной сферой жизни, у них появились первичные финансовые представления;

3) сформировались начальные навыки обращения с деньгами;

4) отмечается стремление к ответственному отношению к денежным ресурсам, к бережливости, накоплению, полезным тратам;

5) словарный запас обогатился основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

6) стремятся применять полученные знания и представления в различных видах организованной, совместной и самостоятельной деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, конструктивной и др.);

7) проявляют уважение к труду и бережному использованию ресурсов;

8) демонстрируют навыки эффективной коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, хозяйственности, смекалки, бережливости, деловитости, ответственности и др.

Таким образом, в на современном этапе в дошкольном образовательном учреждении нужно создавать необходимые условия для планомерного и последовательного введения детей дошкольного возраста в мир экономики и финансов, так как в процессе овладения финансово-экономическими понятиями у дошкольников формируется опыт положительного финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-финансовой действительности.

Список литературы

1. Аблитарова А. Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании / А. Р. Аблитарова, Э. Ш. Саганджиева. – Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36–39. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ ( дата обращения: 26.09.2022).

2. Алпатикова С. В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / С. В. Алпатикова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 397-399. – URL : https://moluch.ru/archive/390/85923/ ( дата обращения: 12.08.2022).

3. Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников : мотивы и мнения / Ю. Е. Антонова. – Текст : непосредственный // Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

4. Арефьева Т. А. Дети и деньги / Т. А. Арефьева. – Санкт-Петербург : Речь ; Типография «Наука», 2006. – 245 с. – ISBN 5-9268-0482-5. – Текст : непосредственный.

5. Беляева Н. Л. К вопросу о необходимости экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста / Н. Л. Беляева. – Текст : электронный // Перспективы и реалии дошкольного образования : межвузовский сборник научных трудов / редкол. : Богомолова М. И. и др. – Тольятти, Фонд «Развитие через образование», 2006. – С. 43–45. – URL : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003413862/ ( дата обращения : 11.09.2022)

6. Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры / Н. Л. Беляева. – Текст : электронный // История и перспективы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2007. – С. 41–44.

7. Бичева И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И. Б. Бичева, Л. Ю. Николаева, А. В. Степаненкова. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Вып. 37(56). – С. 24–27. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения : 10.09.2022)

8. Галкина Л. Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста / Л. Н. Галкина. – Текст : электронный // Образование и наука на XXI век : материалы IX Международной научно-практич. конференции. – 2013. – Т. 7. – Педагогические науки. – София : ГРАД-БГ, 2013. – С. 51–57. – URL : https://www.rusnauka.com/30_OINXXI_2013/Pedagogica/2_146597.doc.htm ( дата обращения : 14.07.2022).

9. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Цицеро, 2014. – 119 с. – ISBN 978-5-91283-444-8. – Текст : непосредственный.

10. Галкина Л. Н. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в семье / Л. Н. Галкина. – Текст : электронный // Образование и наука на XXI век : материалы IX Международной научно-практич. конференции. – 2013. – Т. 7. – Педагогические науки. – София : ГРАД-БГ, 2013. – С. 29–32. – URL : https://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/3_126743.doc.htm ( дата обращения : 14.07.2022).

11. Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами / Дж. Годфри ; [пер. с англ. У. Сапцина]. – Москва : Добрая книга, 2006. – 219 с. – ISBN 5-98124-078-4. – Текст : непосредственный.

12. Денежные сказки : альбом для детского художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей : пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99». – Иркутск : Альмира, 2012. – 28 с. – URL : https://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf ( дата обращения : 03.07.2022)

13. Иванова Н. Г. Что такое «финансовая грамотность»? : проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С. 12–14.

14. Калинина Т. В. Первые шаги к формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста / Т. В. Калинина. – Текст : электронный // Воспитатель детского сада : [журнал для воспитателей и педагогов ДОУ]. – URL : https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/7299 ( дата обращения: 29.08.2022).

15. Котюсова И. М. Экономика в сказках и играх / И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова. – Нижний Новгород : ИД «Терра», 2004. – 95 с. – ISBN 2-9375-8573-9. – Текст : непосредственный.

16. Крупник Н. Я. Путешествие в мир экономики : для детей / М. Я. Крупник. – Москва : Легпромбытиздат, 1993. – 108 с. – ISBN 5-7088-0515-3. – Текст : непосредственный.

17. Крючкова В. А. Беседы о экономике: учебно-метод. пособие / В. А. Крючкова. – Самара : Изд-во Самар. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования ; Самар. Дом печати, 1994. – 67 с. – ISBN 5-7174-0004-7. – Текст : непосредственный.

18. Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях : курс повышения квалификации для педагогов дошкольных учреждений // Урок. РФ : [педагогическое сообщество]. – Текст : электронный. – URL : https://урок. рф/course/2623

19. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях / ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий». – Москва, 2018.

20. Митросенко С. В. Проблема экономического воспитания дошкольников в современных условиях / С. В. Митросенко. – Текст : электронный // РУСНАУКА [научно-педагогический образовательный портал]. – URL : https://www.rusnauka.com/21_SEN_2014/Pedagogica/3_170654.doc.htm ( дата обращения : 04.09.2022)

21. Морозова О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации : методические рекомендации / О. В. Морозова. – Мурманск : ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.

22. Панфилова В. А. Экономика для дошкольников : сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста / В. А. Панфилова. – Армавир : РИО АГПУ, 2018. – 36 с.

23. Петросян М. А. Проект по формированию финансовой грамотности для детей старшей группы «Юный финансист» / М. А. Петросян. – Текст : электронный // Инфоурок [Российский образовательный интернет-проект]. – URL : https://infourok.ru/proekt-osnovy-finansovoj-gramotnosti-v-dou-6292165.html ( дата обращения : 19.09.2022).

24. Стахович Л. В. Говорим с детьми о финансах : пособие для родителей дошкольников / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 31 с. – ISBN 978-5-7755-4143-9. – Текст : непосредственный.

25. Стахович Л. В. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 59 с. – ISBN 978-8-2956-4639-2. – Текст : непосредственный.

26. Стахович Л. В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с. – ISBN 978-5-7755-4133-0. – Текст : непосредственный.

27. Стахович Л. В. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : Издательство «ВАКО», 2019. – 56 с. – ISBN 978-5-7755-4152-1. – Текст : непосредственный.

28. Стахович Л. В. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях : «Играем вместе» / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 102 с. – ISBN 978-4-6274-9274-2. – Текст : непосредственный.

29. Стахович Л. В. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 25 с. – ISBN 978-7-6382-8365-1. – Текст : непосредственный.

30. Стахович Л. В. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников : «Рассуждалки» / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 61 с. – ISBN 978-6-9366-7254-1. – Текст : непосредственный.

31. Стахович Л. В. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях : «Читаем, обсуждаем» / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – Москва : ВИТА-Пресс, 2019. – 73 с. – ISBN 978-6-3855-7686-4. – Текст : непосредственный.

32. Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. – Текст : электронный. – URL : https://vashifinancy.ru/strategy/

33. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста : сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО : сборник методических разработок / сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева. – Калининград : КОИРО, 2017. – 53 с. – Текст : электронный. – URL : https://staviropk.ru/attachments/article/389/Сборник%20материалов%20по%20финансовой%20 грамотности. pdf

34. Харламова М. В. Основы финансовой грамотности дошкольников : консультационный материал / М. В. Харламова. – Текст : электронный // Планета детства : [интернет-журнал для воспитателей ДОУ].

35. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Н. А. Хламова. – Текст : электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб : Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ ( дата обращения: 21.08.2022).

36. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников : две стороны проблемы / А. Д. Шатова. – Текст : непосредственный //Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.

37. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : учеб. -метод. пособие / А. Д. Шатова. – Москва : Педагогическое общество России, 2005. – 252 с. – ISBN 5-93134-275-3. – Текст : непосредственный.

38. Шведова И. Б. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Б. Шведова. – Москва : East-West, Б. г., 1992. – 164 с. – ISBN 5-8494-0005-2. – Текст : непосредственный.

39. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности : примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования : для детей 5–7 лет / авт. -сост. : А. Д. Шатова, Ю. А. Аксенова, И. Л. Кириллов, В. Е. Давыдова, И. С. Мищенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2018. – 36 с.

40. Ярцева Т. И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье / Т. И. Ярцева. – Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 128–131.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 января 2024 в 11:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД