Лучший педагог года

Педагогический опыт учителя музыки

Ольга Швец
Педагогический опыт учителя музыки

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Публикация «Педагогический опыт учителя музыки» размещена в разделах

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования- окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не закончился полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга- развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Основной деятельностью детей, их первой и важнейшей обязанностью становится учение- приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителя и родителей.

Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во - первых, в том, что их психическая деятельность окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. С годами они научатся регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7- 10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат- тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Этому во многом должен содействовать правильно продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей.

Подбирая репертуар необходимо учитывать в первую очередь диапазон детей, чтобы петь было легко, естественно и не напряжённо.

В начальном обучении пению, ребёнок должен получить элементарные певческие навыки- правильное положение корпуса при пении, дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование.

От правильного положения корпуса зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть свободным, корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют свою функцию.

Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. Она имеет сложное строение и выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную и голосовую. Работа гортани не подчинена сознанию и скрыта от наших глаз. У младших школьников при пении часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причины- неумелое пользование дыханием и отсутствие налаженной координации. Для устранения которой нужно добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка. Это упражнения правильного дыхания и естественного зевка.

Кроме того, в гортани находятся голосовые связки, имеющие прямое отношение к возникновению звука. При обычном дыхании связки пассивны и образуют щель треугольной формы, так называемую голосовую. При фонировании они смыкаются, и щель закрывается, затрудняя свободный выдох. Сжатый воздух давит на сомкнутые связки, создавая подскладочное давление. В момент этого взаимодействия рождается звук.

Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято

называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.

Различают следующие виды атак:

1. Твёрдая атака.

2. Мягкая атака.

3. Придыхательная атака.

Точно разграничивать все приведённые виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха. Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определённого регистра. Так, твёрдая атака, при которой голосовые связки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создаёт условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть.

Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных У, О, согласных К, Г, Х. благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.

Со звукообразованием тесно связано такое качество, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Это легче и удобнее делать в маленьких попевках : «Милая мамочка моя».

Протяжность в пении зависит от правильного взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле берёза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Дыхание в пении имеет исключительное значение- от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным. Не все дети понимают, как нужно дышать. Во время занятий нужно терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом- равномерный, постепенный и продолжительный. Дыхание должно воспитываться постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами и последней долгой нотой. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания подходят различные упражнения.

Таким образом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха.

Следовательно, научившись, умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания, делая его отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот.

Пение- единственный вид музыкально- исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формировать красивый певческий тон, но и одновременно ясно и чётко произносить текст.

Артикуляция- это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав- артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, язык, челюсть, нёбо, глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость- это очень важный резонатор (самый подвижный резонатор, от «архитектуры» которого зависит качество звука.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся чётче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение чёткой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объём и форму при смене гласных.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющих детей должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка и губ. Эстетическое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он- главный артикулятор гласных. Положение языка- изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.

Свобода, естественность, гармоничность- при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее- вот что открывает дорогу к настоящему творчеству.

В своей работе я часто применяю термин «грудной и головной резонатор». От ощущения резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса- головной и грудной. При пении возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в области лицевой части головы- головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. При удачно взятых высоких нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает головокружение.

Грудное и головное резонирование- важные ощущения певца, позволяющие ему, верно, судить о качестве тембра своего голоса и о характере работы голосовых связок.

Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью - только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко не желательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярные занятия пением помогут развить голос и диапазон. Известно, что дети любят покричать. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. Бывает так, что точно петь мелодию ребёнку мешает простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу.

Пение- исполнение музыки при помощи певческого голоса. Отличаясь от разговорной речи точностью звуковысотной интонации, пение является одним из наиболее ярких и выразительных средств музыкального искусства.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.

Только в вокальной деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности.

В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребёнка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки и действия.

Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты. Присваивает ценный культурный опыт поколений.

Многократное восприятие произведений постепенно ориентирует ребёнка в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

В пении успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка и формируются его личностные качества.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, положительное влияние на физическое развитие детей.

Пение – рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях.

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания.

Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Очевидно воздействие на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи.

П. К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришёл к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Педагогический опыт и портфолио воспитателяПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке»Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке» Я работаю в детском саду "Рябинушка". И так уж вышло, что это именно тот детский сад, который я посещала сама, будучи маленькой девчонкой.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Желание радовать детей рождает идеи! Педагогический опытЖелание радовать детей рождает идеи! Педагогический опыт Желание радовать детей рождает идеи. (Педагогический опыт) Педагогический опыт: Использование творческих работ воспитанников при создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт учителя музыки
Опубликовано: 6 января 2020 в 14:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД