Получи документы

Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного возраста

Наталья Конюхова
Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного возраста

Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается становление мультипликации, как вида искусства и как образовательной технологии, а также применение мультипликации в образовательной и воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Начиная с конца XX в., в зарубежной и отечественной педагогике, мультипликация (анимация) как специальная технология, позволяющая создавать иллюзию движения неодушевленных объектов, активно используется в обучении детей развитии их творческих способностей, познавательной и эмоциональной сферы. Понятия «мультипликация» и «анимация» употребляются часто как синонимы, их основное отличие заключается в технике создания визуального образа. Мультипликация (от лат. multiplicatio – «умножение») – комплекс технических приемов, создающих эффект движущихся объектов, это трудоемкий процесс, каждый кадр создается «вручную», затем тиражируется. Анимация (от лат. animatio – «оживление; одушевление», движение объектов создаются посредством специальных компьютерных программ.

На развитие художественного языка детской анимации оказали наибольшее влияние две самых крупных киностудии по производству мультфильмов для детей : киностудия Уолта Диснея «Walt Disney Company» и отечественная киностудия «Союзмультфильм». В обеих киностудиях сформировалась собственная художественная школа мультипликации.

У. Дисней убедительно продемонстрировал, что в искусстве мультипликации огромное значение имеют выразительность движения и сценарий, особенно для серьезных экранизаций, больших тем и полнометражных форм. Он «вошел в историю кинематографа как великий аниматор, создатель настоящего искусства рисованного фильма как самостоятельной отрасти кинематографии»

Важнейшим событием в развитии отечественной детской мультипликации было открытие 10 июня 1936 г. специализированной студии по производству детских мультипликационных фильмов «Союздетмультфильм» (с 1937 г. «Союзмультфильм»). Детская анимация в СССР сразу стала рассматриваться как действенное средство воспитания, для составления сценариев мультфильмов приглашаются детские писатели, сюжеты берутся из литературных произведений. Мультфильмы создаются в соответствии

возрастными особенностями детского развития, в доступной образной форме раскрывают содержание основных этических категорий – «добро» и «зло», их противостояние, неизменную победу добра над злом. Всего на киностудии «Союзмультфильм» было создано более 1 500 мультфильмов в разных жанрах и техниках (графика, живопись, перекладка, объем, песок, бумага, пластилин и др., многие из них являются настоящими произведениями искусства и входят в «Золотой фонд» отечественной анимации.

Отечественными учеными (А. Ф. Бурухина, Е. М. Головкина, Р. Г. Казакова, Н. А. Коростелева, О. В. Куниченко, А. Ф. Лалетина и др.) в ходе проведения исследований доказано, что мультфильмы, созданные в соответствии с возрастными особенностями детского развития, содержат высокий образовательный потенциал для формирования у детей системы представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развития творчества, усвоения нравственных ценностей и норм поведения. Был разработан алгоритм педагогического сопровождения просмотра мультфильмов детьми : вступительная беседа педагога перед показом мультфильма с целью акцентирования внимания на общей идее произведения, целостный просмотр, отбор и демонстрация эпизодов мультфильма, в которых наиболее ярко представлен основной смысл, их анализ и активное обсуждение, заключительная беседа, обобщающая полученные детьми знания и впечатления. Также были разработаны критерии к отбору мультипликационной продукции для разных возрастных групп детей, выражающиеся в требованиях к видеоряду, аудиоряду, сюжетной линии, образу персонажей, нравственной проблематике мультфильма.

Развитие компьютерных технологий, позволяют, с одной стороны, упростить производство мультфильмов, с другой стороны, максимально приблизиться к воспроизведению реального объемного изображения. Большая часть современных мультфильмов создается с помощью различных видов компьютерной графики (двухмерная 2D, векторная, растровая, фрактальная, трехмерная 3D)

С развитием компьютерных технологий активно применяется обучающая анимация, предоставляющая возможность визуализировать явления и процессы, происходящие в окружающем мире, недоступные или труднодоступные для непосредственного наблюдения. Анимация стала компонентом компьютерного учебного материала вместе с текстом, звуком и традиционной статической графикой.

Целесообразность применения анимации в обучении дошкольников впервые была выявлена зарубежными учеными (J. Gibbons, D. R. Anderson, R. Smith, D. E. Field, C. Fischer) в 1980-е гг. в ходе проведения исследований в области использования аудиовизуальных материалов в процессе обучения, в том числе материалов, где визуальная информация содержит анимацию и сопровождается аудиопояснением. Эксперимент показал, что дети дошкольного возраста лучше запоминали сюжет и могли вспомнить больше разнообразных деталей истории, показанной им на экране, и хуже – если только слышали ее от рассказчика (без видеоряда). Даже четырехлетние дети оказались способны правильно «считывать» значение базовых приемов киномонтажа, передающего предполагаемые действия, отношения между персонажами, пространственные отношения, успешно обрабатывать анимационную визуальную информацию и извлекать из нее более сложную информацию, необходимую для выполнения задания.

Были выделены следующие характеристики эффективной анимации: гармоничное сочетание текста и изображений; наличие голосового сопровождения; не слишком большой объем информации; темп воспроизведения, удобный для восприятия; акцентирование внимания учащихся на ключевых элементах; интерактивность (анимация прямого манипулирования) : возможность поставить на паузу, вернуться к интересующему кадру, изменить масштаб изображения, контролировать скорость воспроизведения.

Педагогический потенциал компьютерной анимации в обучении дошкольников заключается в наглядности, эмоциональном воздействии выразительных средств анимации на восприятие учебного материала.

С ведением федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, традиционная образовательная система ищет новые пути реализации предъявляемых требований. Поэтому возникает необходимость в новых методах и средствах социализации детей и молодежи.

Большое значение, в работе с детьми дошкольного возраста, имеет мульттерапия, представляющая собой психолого-педагогическую технологию социализации., которая включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура, литература, музыка. Участие детей в коллективной деятельности по созданию мультфильмов развивает их когнитивные и творческие способности, мелкую моторику, речевые и коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативный умений, обучение навыкам компьютерной грамотности, способствует формированию эмоционального благополучия. В результате актуализируются психические резервные возможности организма, позволяющие на этой основе сформировать у ребенка социально значимые качества личности.

С появлением компьютерных программ активизировалась возможность привлечения детей и подростков к творчеству по созданию анимационных продуктов с помощью специализированных программных пакетов (Moho, Pencil2D, TupiTube, Pivot Animator и др.). В современных детских мультстудиях (анимационных студиях, организованных на базе детских садов, дети осваивают сложноорганизованный процесс создания мультипликационного фильма, практически полный технологический цикл: от составления сценария мультфильма до показа его на экране, в итоге ребенок приобретает универсальный опыт в различных видах деятельности. При этом важен принцип спонтанности и ценности творческого процесса, чтобы и детям и взрослым было интересно и радостно. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка.

Специалисты считают, что технологии детской мультипликации представляют собой особый вид креативной IT-индустрии, имеющий большие перспективы развития в образовании.

Сегодня на экране транслируется огромное количество отечественной и зарубежной анимационной продукции для детей самых разных возрастов, начиная с раннего. Большую популярность приобрели развивающие детские мультсериалы : «Малышарики», «Монсики», «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик» и др., они носят познавательный характер, включают сотни серий с постоянными персонажами, которые растут, учатся и познают мир. Можно заключить, что сформировались основные направления реализации педагогического потенциала мультипликации в современной образовательной практике : воспитание, обучение, творческая деятельность.

Заключение

Аналитический обзор отечественных зарубежных источников по проблеме применения мультипликации в образовании свидетельствует о ее высоком педагогическом потенциале, позволяющем успешно решать самые разнообразные задачи (учебные, воспитательные, коррекционно-развивающие). Высокая продуктивность образовательной мультипликации для дошкольников и младших школьников заключается в ее системном и широком использовании во всех основных видах деятельности: игровой, учебной, театрализованной, коммуникативной, исследовательской, проблемно-поисковой. Перспективы развития педагогического потенциала мультипликации заключаются в создании целостной комплексной системы развивающего обучения для детей на ступени дошкольного и начального общего образования с использованием анимации как образовательного инструмента. Достижению данной цели будут способствовать: – проведение научных исследований в области влияния мультипликации на развитие детей (когнитивное, психическое, социальное); – разработка новых и совершенствование действующих программных пакетов для обучения и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками; – формирование системы социально-педагогического партнерства педагогической и родительской общественности с профессиональными командами киностудий – производителями современной мультипликационной продукции для детей.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Ожившие картинки». Краткосрочный проект по истории мультипликации для детей старшего возраста Видео«Ожившие картинки». Краткосрочный проект по истории мультипликации для детей старшего возраста Видео (28 ОКТЯБРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ АНИМАЦИИ) ДЕТИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ Конечно же, мультфильмы любят смотреть все: и взрослые.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Педагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Сказка – одно из самых древних способов воспитания. Она помогает воспитать доброту, отзывчивость, юмор, находчивость,.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2021 в 21:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД