Лучший педагог года

Педагогический проект «Дидактические игры с цветом»

Людмила Барышева
Педагогический проект «Дидактические игры с цветом»

Педагогический проект

«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей третьего года жизни через дидактическую игру».

Автор проекта :

Барышева Людмила Ивановна,

Актуальность проекта.

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет.

Публикация «Педагогический проект „Дидактические игры с цветом“» размещена в разделах

Полноценное умственное развитие детей и как его результат - готовность к обучению в школе - в значительной мере зависит от сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в начальной школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

В современной педагогике и психологии сенсорное воспитание понимается как целенаправленное, систематическое, научно обоснованное развитие ощущений и восприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ведущую роль в сенсорном воспитании играет ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами. Сенсорными эталонами цвета служат цвета радуги и ахроматические цвета - белый, серый, черный, а также оттенки всех цветов по светлоте и насыщенности.

Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть.

В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

Поэтому одной из самых больших проблем является изучение цветовой гаммы с детьми, которое необходимо изучать как можно раньше. В этом возрасте у детей уже достаточно развита речь и поэтому у них развивается не только зрительная память, но и слуховая.

Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.

Незаменимым помощником в усвоении цветовой гаммы выступают дидактические игры как особая форма эстетического и экологического воспитания. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с наблюдениями в природе и различными видами детского изобразительного творчества. Это научит детей вдумчиво и творчески относиться к цвету.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Известный детский психолог А. В. Запорожец считает, что дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

В моей группе наблюдения показали, что представление о сенсорных эталонах цвета находится у детей на низком уровне, большая часть детей не знает названия основных цветов.

Индивидуальные беседы с родителями и опрос показали, что они не задумывались над вопросом о сенсорном развитии детей, затрудняются в выборе игр и игрушек для закрепления основных цветов спектра.

Паспорт проекта :

Тип проекта : исследовательско -творческий.

По количеству участников: групповой (20 детей).

Участники проекта : дети третьего года жизни, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Форма представления: презентация.

Цель проекта : создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Задачи проекта :

- способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей;

-формировать умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете);

-подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;

-закреплять знания основных цветов;

-пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира;

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-развивать у детей воображение, фантазию, творческие способности, мышление, наблюдательность;

-знакомить с разнообразными изобразительными и конструктивными материалами, включая нетрадиционные; создавать условия для их самостоятельного исследования;

- обогащать словарный запас детей.

Проблема

Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.

Гипотеза

Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах цвета будут успешными.

Ожидаемые результаты после реализации проекта :

У детей должен вырасти уровень сформированности представлений об основных цветах, познакомятся с эталонами цвета, в ходе игры сформируются социально-коммуникативные качества.

Должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию у родителей, они научаться создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их, будут заинтересованы в дальнейшем успешном развитии своих детей.

Этапы проекта.

1-й этап. Подготовительный.

-Изучение методической литературы по теме проекта.

-Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

-Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток, музыкальных произведений.

-Взаимодействие с родителями по подбору материала по теме проекта.

2-й этап. Основной.

- Проведение с детьми наблюдений, экскурсий, бесед об основных цветах в природе, экспериментирование.

- Рассматривание иллюстраций по теме «Цвета радуги».

- Чтение художественных произведений.

- Загадывание и отгадывание загадок о радуге, разноцветных кубиках.

- Обучение через дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

- Поиск информации и изготовление «Цветных сказок».

- Конструирование из кубиков.

- Лепка, рисование.

3 этап. Заключительный (обобщающий).

- Изготовление лепбука «Дидактические игры с цветом».

- Оформление выставки поделок и рисунков, фотоотчет для родителей по итогам реализации проекта.

- Развлечение «Шарики воздушные очень непослушные!»

-Презентация.

Содержание проекта.

Познавательное развитие.

Наблюдения и беседы.

- «Какого цвета снег.

-«Какого цвета небо и облака.

-«Что в группе такого же цвета, как и солнце?».

- «Какого цвета у нас одежда.

Цель: формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей трех лет.

Задачи:

знакомить детей с цветовым спектром радуги;

учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;

воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Конструирование из строительного материала

«Разноцветный город».

Цель: помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками.

Задачи:

-развить элементарные навыки пространственной ориентации;

-учить строить элементарные постройки;

-развить представления о форме, величине, цвете;

-развить желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

Экспериментирование

«Окрашивание воды».

Цель: ознакомить с приемами окрашивания воды.

Задачи:

-учить детей смешивать основные цвета;

-развивать внимание, наблюдательность;

-создавать положительные эмоции от проделанной работы

«Цветные льдинки».(замораживание и размораживание окрашенной воды).

Цель: формировать представление о том, что вода при охлаждении превращается в лед.

Задачи:

развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;

развивать наблюдательность, способность сравнивать;

развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;

Речевое развитие.

Презентация книг «Цветные сказки».

Загадывание и отгадывание загадок про радугу, разноцветные кубики.

Чтение художественных произведений:

С. Я. Маршак «Радуга-дуга», стихотворение «Мы начнем учить цвета», чтение и заучивание стихотворение про синий цвет.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры :

Игры с контейнерами для сенсорики.

«Собери цветы»

«Бабочка»

«Подбери предмет к цвету»

«Жил-был Лес»

«Найди предмет желтого цвета».

Сюжетно-ролевые игры.

«Телефонный разговор»

«Кафе» ( приготовление коктейлей: малиновый, лимонный, апельсиновый - окрашивание воды).

Физическое развитие.

Подвижная игра «Цветные автомобили», подвижная игра с мячом «Кто дальше бросит мяч».

Физкультминутки «Лягушки», «Наши красные цветки».

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Задачи:

-развивать быстроту, ловкость;

-воспитывать самостоятельность, учить общаться со сверстниками и взрослыми;

-учить соотносить слова с действиями.

Художественно - эстетическое развитие.

Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи:

песня «Шарики воздушные», песня «Фантазия» из мультфильма «Маша и медведь».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Картина маслом» (Маша и медведь).

Образовательная деятельность.

Рисование нетрадиционными способами.

Пальчиковое рисование

Тема «Апельсины для мамы»(смешивание цветов).

Рисование цветным рисом.

Рисование окрашенной водой на снегу «Чудесные узоры».

Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.

Задачи:

- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;

- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

- способствовать формированию восприятия, внимания, воображения, мышления;

- формировать социально-коммуникативные качества;

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

- поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Лепка из соленого теста.

Тема «Разноцветная пирамидка».

Цель: учить детей приемам лепки из соленого теста.

Задачи:

-развивать моторику, мышление, фантазию;

-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;

-учить оценивать результат своей работы.

Развлечение «Шарики воздушные очень непослушные»

Цель: закрепить у детей знания об основных цветах.

Задачи:

-создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой детей;

-вызвать желание поиграть с воздушными шарами;

-развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Взаимодействие с родителями.

Беседа «Дидактические игры с цветом».

Папка-передвижка «Игры и игрушки для детей трех лет».

Консультация «Цветотерапия».

Изготовление контейнеров для сенсорного развития и дидактических игр своими руками.

Составление и изготовление книг «Цветные сказки».Презентация проекта.

Для детей: развлечение «Шарики воздушные очень непослушные!»

Для родителей: оформление выставки поделок и рисунков, фотоотчет для родителей по итогам реализации проекта.

Для педагогов : презентация,

изготовление лепбука «Дидактические игры с цветом».

Полученные результаты.

В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов:

были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые дидактические игры, у детей сформировались представления о сенсорных эталонах цвета, у родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию, приняли к сведению рекомендации по созданию дома условий для дидактических игр и подбирать их, заинтересовались в дальнейшем успешном развитии своих детей.

Публикации по теме:

«Дидактические игры» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Педагогический проект «Народные подвижные игры» Паспорт проекта «Народные подвижные игры» Тип проекта: информационный, игровой. Срок проекта: 7 месяцев. Участники проекта: дети средней.

Презентация «Дидактические игры» Дидактические игры Цель: развиваем восприятия ребёнка, формируем его представлений о внешних признаках предметов: цвете, величине; развитие.

Дидактические игры по валеологии ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВАЛЕОЛОГИИ. Подготовила: Касьянова В. И. 2018г. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО» Цели: Учить познанию самого.

Консультация для родителей «Дидактические игры своими руками. Игры с пробками»Консультация для родителей «Дидактические игры своими руками. Игры с пробками» Всем известно, что развитие гибкости и точности движений пальцев рук (мелкой моторики) помогает развивать речь ребенка. Поэтому необходимо.

Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых»Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему "Знакомим детей с трудом взрослых".

Музыкально-дидактические игры ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала Где мои детки? Игровой.

Педагогический проект «Краеведение через дидактические игры» Пояснительная записка к проекту: Знакомство ребенка с окружающей средой является пропедевтическим периодом знакомства с родным краем. Знакомство.

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая.

Проект «Дидактические игры своими руками» Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Дидактические игры с цветом»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 16:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД