Педагогический проект духовно-нравственного воспитания «Что такое семья?»

Анастасия Кечайкина
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания «Что такое семья?»

План педагогического проекта

1. Целеполагание

2. Вид проекта

3. Цель проекта

4. Задачи проекта

5. Срок реализации проекта

6. Участники проекта

7. Образовательная деятельность

8. Формы и методы работы

9. Актуальность темы

10. Предполагаемый результат

11. Стратегия поставленной цели

12. Результаты проекта

13. Диагностическая карта по выявлению знаний о семье

14. Мониторинг

15. Сводная таблица

16. Презентация проекта

17. Постановка новой задачи

18. Теоретическое обоснование проекта

19. Отчет по проекту

20. Список литературы

1. Целеполагание

Семья – поистине высокое творенье,

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е. А. Мухачева

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению института семьи, что само по себе переоценить невозможно. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

2. Вид проекта

Творческий, групповой.

3. Цель проекта

Сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в формировании понятия «семья».

Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и семье.

Воспитание любви и уважения к своей семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга; заботятся о родных и близких.

Формирование духовно – нравственных ценностей; духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране.

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

4. Задачи проекта

Задачи для педагога:

Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Совместное создание педагогами и родителями в ДОУ, семье позитивного климата.

Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного процесса.

Задачи в работе с детьми:

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, Родине.

Дать представления о понятиях: род, родители, родословная, семья, близкие; понятие о традициях, реликвиях, о распределении семейных обязанностях.

Соблюдать права ребенка на образовательную деятельность, игру, досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.

Предоставить возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий своим делом, продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность; расширять и обогащать словарный запас детей терминами, обозначающими родственные отношения, развивать связную речь.

Задачи в работе с родителями:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Повысить качество отношений «семья – детский сад»; укреплять институт семьи.

5. Срок реализации проекта

6. Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

7. Образовательная деятельность

ОО речевое развитие

Развивать четкую, ясную дикцию, работать над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; учить составлять рассказы по темам, сочинять небольшие стихи, рассказы о семье, друге, маме.

Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Развивать литературную речь.

Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

ОО познавательное развитие

Знакомить с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Развивать представление о быте в семье в прошлом и в настоящее время.

ОО художественно – эстетическое развитие

Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние передавать его движениями, жестами, мимикой; отличать разнохарактерность содержания музыки, дающее возможность оценить и понять характер героев, образ каждого героя.

Расширять представление о народном творчестве, творческих профессиях.

Закреплять умение передавать сюжет с помощью художественных средств.

ОО социально – коммуникативное развитие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Воспитывать любовь к семье и её членам, уважение к старшим.

8. Формы и методы работы

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Дочки – матери», «День рождения», «Помощники: помогаю маме; с папой вместе в гараже».

Игры – драматизации: по сказкам «Слоненок», «Красная Шапочка», «Теремок», «Серая звездочка»

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья», «Мое имя», «Назови ласково», «Кто это?», «Что будет если?»

Кукольный театр: по сказкам «Чук и Гек», «Зимовье зверей», Цветик – семицветик»

Строительные игры: «Дом для кукол», «Мебель для кукол»

Познавательное развитие

Организованная образовательная деятельность: круглый стол «Моя семья», «Мое семейное древо», диспут «Как жили в старину?», создание альбома «Моя семья»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Моя семья», «Папа может», «Мамочка моя»

Чтение: О. Осеева «Честное слово», Е. Благинина «Посидим в тишине», Д. Габе «Моя семья».

Рассматривание семейных альбомов.

Беседы о родственниках, семье, обязанностях в семье с параллельным иллюстрированием.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование на тему «Моя мама», «Папа может», «Хорошо у деды с бабой».

Оформление выставок в соответствии с тематикой.

Изготовление подарка ко Дню матери.

Музыка

Проведение праздника ко Дню матери, спортивный семейный досуг

Работа с родителями

Создание благоприятной среды, атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

Консультация для родителей «Роль совместного досуга в создании благоприятного микроклимата для воспитания всесторонне развитой личности», «Типы воспитания», «Роль труда в воспитании ребенка»

Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

Папка – передвижка «Мамы разные нужны – мамы всякие важны»

9. Актуальность темы

В последние годы практически в каждом нормативно – правовом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей.

Одной из благоприятных форм такого сотрудничества является проектная деятельность, которая вовлекает в процесс образования и воспитания не только детей, воспитателей, но и родителей. Данный вид работы является творческим, не ограниченным нормативными рамками, что дает волю для полета фантазии, творчества родителей.

Таким образом, реализуя проект на практике, мы выполняем одну из важнейших задач всех времен и народов – укрепление института семьи.

Когда между педагогами и родителями найден верный путь взаимодействия, то и взаимодействие с детьми будет на более высоком уровне, ведь задачи и цели воспитания будут едиными.

Ребенок гармонично развивается в благоприятной, стрессоустойчивой среде. Знания, полученные в ДОУ, будут долгосрочными и легко применяемыми на практике, если они подкрепляются в семье.

Из выше сказанного следует, что ценность семьи велика! Семья – это знания, традиции, опыт, воспитание, опора, поддержка. И мы должны научить ребенка понимать и ценить данное. Поэтому проект имеет не только теоретическую значимость, но и практическую ценность для ребенка и семьи в целом.

10. Предполагаемый результат

В работе с педагогами:

Повышение профессионального уровня мастерства по исследуемой проблеме.

В работе с детьми:

ОО социально – коммуникативное развитие :

Демонстрирует общие культурные способы деятельности, активно взаимодействует с окружающими людьми.

Проявляет чувство принадлежности к своей семье, заботливое отношение к близким, проявляет самостоятельность и ответственность в специфичных видах деятельности: детской, игровой, коммуникативной.

ОО познавательное развитие:

Проявляет в беседах любознательность, интерес, осведомленность.

ОО речевое развитие:

Владеет терминологией по данной теме: род, семья, родословная, ценности и т. п.

ОО художественно – эстетическое развитие:

С удовольствием участвует в художественной деятельности, отражающей тематику проекта.

ОО физическое развитие

Эмоционально проявляет двигательную активность, физические качества в процессе приобщения к семейным ценностям.

В области сотрудничества с семьей:

Повышение социально – психологической активности участников образовательного пространства.

Возрождение традиций семейного воспитания.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, развитие творческих способностей. Развитие партнерских отношений в семье.

Умение выражать свои чувства через вербальные и невербальные средства общения.

11. Стратегия достижения данной цели

Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика Ежедневно Воспитатель

Упражнения на развитие мимики, жестов, движений Ежедневно Воспитатель

Игры – драматизации Еженедельно Воспитатель

Инсценировка сказок, потешек, стихотворений Еженедельно Воспитатель

Дидактические игры Ежедневно Воспитатель

Занятия ручным трудом Еженедельно Воспитатель

Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций

Еженедельно Воспитатель

Совместная деятельность детей и родителей Ежемесячно Воспитатель, родители

Организация и обогащение игровых уголков и уголков для родителей

Один раз в квартал Воспитатель

Сюжетно – ролевые игры Ежедневно Воспитатель

Совместные развлечения на базе ДОУ Ежемесячно Воспитатель

13. Диагностическая карта по выявлению знаний о семье

1. ФИО ребенка

2. ФИО родителей

3. родители отца, матери

4. домашний адрес

5. семейные традиции

6. семейные реликвии

7. домашние питомцы

8. семейный фотоальбом

9. семейное блюдо

10. национальное блюдо

Оценка знаний

1 балл – ребенок не ответил

2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно

Подсчет результатов

26-30 баллов – высокий уровень

21-25 баллов – средний уровень

15-20 баллов – низкий уровень

17. Презентация проекта

1. Выставка рисунков «Моя семья»

2. ООД «Моя семья»

3. Книжки – малышки с рассказами и стихотворениями детей на тему «Моя семья»

18. Постановка новой задачи

Создать вместе с родителями и детьми музей старинной русской избы с семейными реликвиями.

19. Теоретическое обоснование проекта

Семья играет особое значение в жизни ребенка. Жизнь семьи характеризуется материальными духовными процессами. Семья, ее формы и функции зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб.

Задачи по формированию семейных ценностей отображены в программе «От рождения до школы».

Прикреплённые файлы:

semja_79ot2.ppt | 24606,5 Кб
 
Публикации по теме:

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Паспорт центра патриотического и духовно-нравственного воспитания 1 Социально – нравственное воспитание семья: - оформленные фото – коллажи «Моя семья» - стенд «Мой день рождения» -альбом с фотографиями.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Программа духовно-нравственного развития «Что такое хорошо и что такое плохо». Этические беседы для дошкольников Аннотация 1. Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы) – при определении.

Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников Реализация творческого музыкально – познавательного проекта «Добрые струны души» как одна из эффективных форм духовно нравственного воспитания.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания «Что такое семья?»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 20:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер класс — «Пингвин» из пластилина
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....