Папки-передвижки

Педагогический проект информационно-практико-ориентированный в средней группе «Маленькие слова»

Ольга Затравина
Педагогический проект информационно-практико-ориентированный в средней группе «Маленькие слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Ориентировка в пространстве, понимание и употребление

пространственных предлогов детьми с ОВЗ.

Автор проекта: воспитатель Затравина О. Ю.

В процессе коррекционной работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность пространственного восприятия и пространственных представлений у детей.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2) ориентировку в окружающем пространстве.

Публикация «Педагогический проект информационно-практико-ориентированный в средней группе „Маленькие слова“» размещена в разделах

Ребёнок учиться различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

На определённых стадиях онтогенеза, в результате неоднократных действий правой рукой, в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т. д., но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз влево или вправо. В дальнейшем, когда закрепляются соответствующие речевые обозначения, эти движения затормаживаются.

этап. Подготовительный

Основной задачей данного этапа являлось формирование у детей с ОВЗ пространственного ориентирования (неречевые процессы, необходимого для употребления предлогов в речи.

Формирование умений и навыков пространственного ориентирования

Обучение навыкам пространственного ориентирования необходимо начинать с развития у детей зрительного восприятия, от простого к сложному. Затем следует учить их ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, т. е. начальных точек отсчёта в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия.

Работа по закреплению грамматических форм выражения пространственных отношений предметов следует начинать на реальных предметах, а затем подходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно перенося действия во внутренний план. Работа по освоению направлений пространства проводилась в следующей последовательности:

1. Ориентировка на собственном теле:

определение и закрепление в схеме собственного тела положений верх, сверху;

определение относительно собственного тела положения сзади

- определение относительно собственного тела левой и правой его сторон (рука, нога, ухо, глаз);

закрепление положений снизу относительно собственного тела;

закрепление положений спереди относительно собственного тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве:

определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях сверху, сзади, под;

определение и закрепление положений предмета за, -под;

автоматизация в речи наречий, обозначающих пространственные направления, выше, ниже, сверху, снизу;

закрепление употребления предлогов, обозначающих пространственные отношения в следующем порядке: в, на, под;

употребление предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: перед, на.

этап. Основной

Данный этап предполагает обучение детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста пониманию и употреблению предлогов (за, перед, на, под и т. п.). При этом сначала отрабатывалось умение понимать их значение на реальных объектах, в том числе и на собственном теле.

Наиболее распространённые упражнения: манипуляция с предметами и совершение действий, выполнение инструкций.

Речевой материал: пальто вешают в шкаф, стакан ставят на стол, книгу кладут на полку, тапки ставят под кровать, стекло ставят за тумбочку, пальто висит в шкафу, стакан стоит на столе, книга лежит на полке, тапки стоят под кроватью, стекло стоит за тумбочкой.

Речевой материал: сюжетные картинки с изображением клетки и птицы: птица влетает в клетку (сидит в клетке, сидит на клетке, садится на клетку, сидит за клеткой, садится за клетку, пролетает под клеткой, сидит под столом).

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками должна вестись специалистами-дефектологами, логопедами, психологами и воспитателями при участии семьи ребёнка

Проблема. У детей с нормальным развитием усвоение предложно-падежных конструкций протекает успешно без специального обучения. А у детей с ФРЗ их формирование сопряжено с большими трудностями.

Цель: освоения детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ пространственных предлогов.

Задачи:

• отбор дидактических игр и упражнений по теме, используемых, как часть занятия.

• определение пространственного положения предметов;

• закрепление правильного употребления предлогов с существительными;

• развитие памяти, внимания, воображения;

• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития у детей ориентировки в пространстве и использования при этом в речи пространственных предлогов.

Участники:

• воспитатель;

• дети средней группы с ОВЗ;

• родители воспитанников.

Предполагаемый результат: после завершения проекта дети научатся правильному начальному ориентированию в пространстве в направлении относительно от себя и употреблению пространственных предлогов, используя это в следующих возрастных группах для дальнейшего развития и совершенствования данной тематики.

Дидактические материалы:

• демонстрационный материал для задавания вопросов и получения ответов с нужными предлогами;

• игрушки для моделирования ситуаций с использованием предлогов по желанию самих детей.

Заключительный этап

Период реализации: ноябрь-декабрь 2021г.

Содержание этапа:

• оформление проработанного материала для домашнего закрепления;

• представление на родительском собрании сложных моментов в работе по развитию у детей ориентировки в пространстве и использованию пространственных предлогов с целью вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, а также пояснение тех или иных методических приёмов, которые лучше всего подходят для применения в данной ситуации;

ВЫВОДЫ: в результате реализации проекта «Маленькие слова» произошли существенные положительные изменения в пространственной ориентировке детей и употреблении ими пространственных предлогов. Систематичность и структурированность помогли закрепить полученные навыки в осознании и речи детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КОНСПЕКТЫ индивидуальных ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Предлог «НА»

Цель: познакомить детей с пространственным значением предлога «На».

Задачи:

• научить слышать предлог «НА» в разговорной речи;

• научить на практике понимать действия с предлогом «НА».

Оборудование: разноцветные кубики (по количеству детей, игрушечные стол и стул, кукла, маленькое зеркальце, картинки (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор, сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог: «Возьми красный кубик. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул. Возьми зеленый кубик, положи на подоконник» и т. д. «На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)» и т. д.

2. Основная часть занятия

Педагог: кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле. Послушай и скажи, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу. стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.) Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.

Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркальцем)

Педагог: скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке —

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём его искать!

Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т. д.)

Рассказ педагога с одновременным показом картинок

Педагог: послушай внимательно рассказ и постарайся услышать маленькое слово «НА». На земле сидели птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей — на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище. Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот? Какое маленькое слово ты услышал в этом рассказе?

3. Итог занятия

Занятие 2. Предлог «ПОД»

Цель: познакомить детей с пространственным значением предлога «ПОД».

Задачи:

• научить детей слышать предлог «ПОД» в разговорной речи;

• научить на практике понимать действия с предлогом «ПОД».

Оборудование:, сюжетные картинки, магнитная доска, картинки с изображением мяча, стола, стула, шкафа, кровати, телевизора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог: показывает картинку с предлогом «НА»: н а этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотри, где мяч? Внизу или вверху кубика? А теперь где лежит мяч? (Внизу)

2. Основная часть занятия

Педагог: когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «ПОД». Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем здесь говорится. Послушайте: положите кубик. стул. Понятно? (Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД»! .

Упражнение «Куда закатился мяч?»

На магнитной доске дефектолог перемещает мяч под разные предметы, а ребёнок называет, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)

Упражнение «Подними карточку»

Педагог: по ходу рассказа помещает картинки на магнитную доску.

Педагог: сейчас я расскажу историю про зайчика. Как только ты услышишь маленькое слово «ПОД», сразу же поднимай руку. Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волк. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку. Вспомни, куда прятался заяц от волка?

Тифлофизкультминутка «Медвежата»

Коротышки-медвежата

Погулять бредут куда-то.

Вперевалку друг за другом

Целый день идут по кругу.

Ох, устали невозможно.

Посидеть на травке можно.

Побороться, поваляться,

В ручейке позакаляться.

Нищева Н. В.

Ребёнку дают сюжетные картинки и предлагается определить по ним что где и под чем располагается – предлог «ПОД».

3. Итог занятия

Занятие 3. Предлоги «НА» и «ПОД»

Цель: учить детей различать предлоги «НА» и «ПОД» и правильно понимать их в речи.

Задачи:

• закрепить умение детей понимать в речи предлоги «НА», «ПОД»;

• научить на практике понимать и различать действия с предлогами «ПОД» и «НА».

Оборудование: сюжетные и предметные картинки (кровать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Ребёнок получает карточки с картинками на тему ппредлогов «НА» и «ПОД».

Педагог:: «Скажи, на чём катаются дети зимой?» (На санках, на коньках и т. п.)

2. Основная часть занятия

Педагог: маленькие слова – На- и –Под- Сегодня будем учиться различать эти маленькие слова.

Упражнение «Будьте внимательны»

Педагог: «Послушай меня и подними руку, если услышишь одно из этих маленьких слов. Кот залез под шкаф. Подушка лежит на кровати. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.

Упражнение «Маша-растеряша»

Педагог: посмотри, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушай внимательно, где она их искала.

Ищет вещи Маша,

Маша-растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет,

На кровати нет, под кроватью нет,

Вот какая Маша, Маша-растеряша.

Где Маша искала свои вещи?

Динамическая пауза «Дворники»

Снега прошли немалые. Шаги на месте.

А всё идут, идут

Дворники усталые.

Метут, метут, метут… Имитация взмахов метлой.

Гремят они лопатами Хлопки ладонями.

Под тучами лохматыми. Взмахи руками над головой.

На улицах – на улках, Взмахи руками вправо, влево (2 раза).

В дворах и закоулках

Управиться спешат. Садятся на места.

Ребёнок получает сюжетную картинку и с помощью педагога выясняет где и какое именно из маленьких слов «НА» и «ПОД» больше всего подходит.

3. Итог занятия

Занятие 4. Предлог «В»

Цель: познакомить детей с пространственным значением предлога «В».

Задачи

• закрепить умение детей понимать в речи предлог «В»;

• научить на практике понимать и различать действия с предлогом «В».

Оборудование: карандаши, коробка, тетрадь, кукла Лунтик, стол, конфеты, конфетница,.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог: слушай внимательно и делай то, что я скажу. Возьми карандаш. Положи его в коробку. Где лежит карандаш? (В коробке.) Возьми карандаш в руку. Где сейчас карандаш? (В руке.) Положи карандаш в тетрадь. Где карандаш? (В тетради.) Какое маленькое слово ты произносил в своих ответах (в коробке, в руке, в тетради? (В.) Сегодня вы познакомитесь с маленьким словом «В». Это слово важное, его нельзя забывать!

2. Основная часть

Педагог: какое маленькое слово ты сейчас использовал? (В.) Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В» .

Упражнение «Во что завернём игрушку?»

Педагог: посмотри на стол и назови, что ты видишь? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как ты думаешь, во что из этих предметов её можно завернуть? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.) Какое маленькое слово ты называл? (В.)

Игра «Где был Лунтик»

Педагог: давай посмотрим, кого же мы заворачивали? (Лунтика.) Здравствуй Лунтик! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был: Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.) Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем. (В ванной.) И т. д.

Динамическая пауза «Зима»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег. Медленно приседают.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые снежинки. Встают.

Кружатся над головою

Каруселью. снеговою. Кружатся.

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… снегири. Приседают.

Дидактическая игра «Накрой стол для Лунтика»

Педагог: давай угостим Лунтика. Сначала красиво накроем стол. У нас есть салфетки, конфеты, хлеб, масло, молоко, сахар. Конфеты кладём. (в конфетницу). Салфетки кладём. (в салфетницу). Хлеб кладём. (в хлебницу). Масло кладём. (в маслёнку). Молоко наливаем. (в молочник). Сахар кладём. (в сахарницу). Вот стол и накрыт, пожалуйста, Лунтик, угощайся! (Обыгрывание.) Лунтику очень понравилось наше угощение! Скажем ему: «До свидания!»

3. Итог занятия

Занятие 5. Предлоги «В» и «НА»

Цель: учить детей различать предлоги «В» и «НА» и по возможности правильно употреблять их в речи.

Задачи:

• закрепить пространственное значение предлогов «В», «НА»;

• учить правильно употреблять их с существительными в предложном падеже;

Оборудование: сюжетные картинки, макет леса,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог: посмотри на картинку и скажи, кто на чём играет. (Заяц на дудке, медведь на гармошке и т. д.) Какое маленькое слово ы называл? (На.) А теперь посмотри на картинку и скажи, куда идёт мальчик? (В школу, в магазин, в цирк.) Какое маленькое слово ты говорил? (В)

2. Основная часть занятия

Педагог: сегодня мы будем учиться различать маленькие слова «В» и «НА».

Упражнение «НА» и «В».

Педагог: давай вместе выяснять какое именно маленькое слово подходит в каждом из этих случаев (читает, выделяя предлоги голосом.) Яблоки лежат в корзине. Птичка сидит в гнезде. Кошка залезла на дерево. Лягушка живёт в болоте. Мама поставила кастрюлю на печку.

Динамическая пауза «Кормушки»

Это елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятлы, и синицы,

Снегири и воробей.

Все хотят повеселиться,

Возле елочки своей. Дети, как птички, «летают» вокруг елки.

Не блестят на ней игрушки,

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки,

Мы повесили туда. Дети изображают, как

они вешают кормушки.

Работа с макетом леса

Педагог мы пришли с тобой в лес. На ветке гнездо. Бабочка села на цветок. Лиса спряталась в норе. В дупле — белочка. Ребёнок отвечает на поставленные по теме вопросы.

3. Итог занятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей

«Такие важные слова»

У детей с нарушениями зрения очень часто нарушена пространственная ориентация. В результате этого усвоение предложно-падежных конструкций происходит с большим опозданием. В школе такие дети сталкиваются с трудностями не только на уроках математики, но и на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, т. к. не овладели «орудием» - правильным употреблением предлогов.

Необходимо обращать внимание на правильность употребления САМОГО предлога и правильность употребления ОКОНЧАНИЯ имен существительных, связанных с этим предлогом.

Правильность употребления предлога связана с усвоением ребенком его пространственного значения. Если ребенок допускает в этом ошибки, то существует большая вероятность того, что в дальнейшем будет иметь место оптическая дисграфия.

Если ребенок допускает ошибки в окончаниях имен существительных, связанных с предлогом (например, «вороны сидят на деревьев», это говорит о том, что в будущем будет иметь место аграмматическая дисграфия.

Таким образом, работая над усвоением предложно-падежных конструкций, мы проводим работу по профилактике нескольких видов дисграфий.

Чтобы в будущем не возникало подобных проблем, стоит начинать сложную для малышей работу по ориентировке в пространстве и правильному употреблению пространственных предлогов уже сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косинова Е. М. грамматическая тетрадь № 2, №3 для занятий с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 32 с.

2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ

3. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 48 с.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект информационно-практико-ориентированный в средней группе «Маленькие слова»
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 12:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект информационно-практико-ориентированный в средней группе «Маленькие слова»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Затравина (УИ 2867742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД