Жабина Надежда
Педагогический проект «Люби и знай родной наш край. Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Публикация «Педагогический проект „Люби и знай родной наш край, Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к городу в котором он родился, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в каком городе, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи. 1.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в небольшом городе, расположенном в самом центре нашего Краснодарскргр Края. Наш край это житница нашей России. Он богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные народы.
И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
Цель проекта : воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину, наш родной Усть- Лабинск.
Основные задачи проекта :
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников
- Развивать представление о культуре и быте коренных народов Кубани, народов населяющих родной край.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Сроки реализации проекта : два года.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Принципы построения педагогического процесса :
/. Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным- давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом. 2.
возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Условия реализации проекта
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностнозначимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей. Масленица, Пасха, и др., познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т. п.
Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и ненецкого быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом : их знания и любовь к родному Усть-Лабинску должны передаваться детям.
Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:
1. Труд взрослых.
2. Отдых жителей Усть- Лабинска.
3. Природа.
4 Культура поведения в городе. 3.
4. Почётные граждане города
5. История города.
6. Достопримечательности города.
7. Культура и традиции.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Тематический план работы со старшими дошкольниками 1 раздел «Город, что сердцу дорог»
Сроки
исполнения Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет
Сентябрь * Беседа «Улицы города: название и расположение.
* Беседа «Места отдыха горожан» * Рассматривание карты города Усть-Лабинска.
* Экскурсия по улицам города.
Октябрь ^Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город УСТЬ-лАБИНСК»
* Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Кубань-житница России.» ^ Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп» *Экскурсия в музей истории г. Усть-Лабинска.
Ноябрь * Беседа «Где работают родители»
* Экскурсии на почту, в магазин, школу. ^Занятие «Путешествие по Усть-Лабинску».
^Занятие «История нашего города»
Декабрь * Знакомство с гербом и гимном нашего города ^Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»
Февраль ^Создание альбома «О профессиях» *Создание альбома «Старые здания города»
Март ^Создание в группе уголка «Кубанская изба» ^Фотовыставка «Наш город сегодня»
Апрель ^Создание в группе уголка * Выставка детских работ
4
«Курень - дом жителя старой Кубани» Экскурсия в «Дом природы» «Мой любимый детский сад»
Май Посещение музея истории и археологии г. Усть-Лабинска. Знакомство с земляками- героями ВОв.
2 раздел «Природа Краснодарского Края»
Сроки
исполнения Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет
Сентябрь ^Целевая прогулка в городской парк.
* Беседа о жизни животных в лесу и в горох. *Обобщаюгцая экскурсия в городской парк.
*Беседа о подготовке е зиме диких животных.
Октябрь - Посещение выставки «Животные на Кубани» в Доме природы.
- Беседа «Как зимуют, медведь, кабан» * Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь». ^Составление зимних коллажей.
Ноябрь
• ^Экскурсия в зимний парк. * Рассматривание иллюстраций о зиме. ^Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад).
* Рассматривание пейзажей местных художников.
Декабрь
Январь * Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. ^Экскурсия в парк и на озеро. ^Подкармливание птиц на территории детского сада. ^Сравнительная экскурсия в парк и на озеро при разных погодных условиях.
Февраль *Беседа «Жизнь животных и птиц весной».
* Беседа «Берегите лес». ^Занятие «Лес многоэтажный дом». *Беседа «Весной на озере».
Март * Целевая прогулка «Пробуждение природы». *Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы).
Апрель 8. Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».
9. Рассказ-беседа «Лекарственные растения на Кубани». *Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».
*Беседа «Растения Краснодарского края».
5.
3 раздел «Культурное наследие Г. Усть-Лабинска и народное декоративное искусство»
Сроки
исполнения Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет
Сентябрь ^Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Сергея Чилингарян, автора знаменитой повести "Бобка"
___ *Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Евгения Александрова».
* Чтение рассказа В. П. Неподоба «Сольнышко проснулось».
Октябрь Чтение сказок Евгения Александрова «казак и солнце», «Как казак с хишниками справился». ^Просмотров видеофильмов по сказкам Евгения Александрова». *Знакомство с творчеством Владимира Нестеренко. Заучивание стихотворения. «Вот так птица, вот так зверь»
* Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом Южном краю».
Ноябрь * Экскурсия в центральную районную библиотеку. * Чтение кубанских сказок: «Как сотник дочь замуж выдавал», «Как казак женился» * Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Кубанские писатели».
*Чтение кубанской сказки «Как казаки туркам свинью подсунули».
Декабрь ^Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории).
^Знакомство с кубанскими народным костюмом (мужской и женский). *Беседа «Художники на Кубани».
* Посещение выставки местных художников (Олега Булгакова) в музее истории.
Февраль * Чтение кубанской сказки «казаки и разбойники».
^Заучивание стихотворения Ксении Шевелёвой «Мой город». - Чтение кубанской сказки «Заяц и медведь».
^Заучивание стихотворения Л. Лапцуй «Родники».
- Выставка народно прикладного искусства детей (при участии родителей).
Март ^Просматривание
видеофильма
«Удивительное путешествие по полям, песам, морям, горам Кубани.». ^Просматривание видеофильма • «Великая гора Кубани «Фишта».
^Знакомство с украшением
6
*Знакомство с украшением пасхальных яиц. Головного убора на Кубани.
Апрель * Просмотр видеофильма «Путешествие по родному Усть- Лабинску». *Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии. *Просмотр видеофильма «День хлебороба». ^Знакомство с кубанской вышивкой (украшение полотенец).
Май ^Посещение выставки работ в школе детского творчества. ^Знакомство с русской народной игрушкой. * Посещение выставки работ в школе детского творчества. ^Знакомство с Кубанской росписью.
4 раздел «Кубанский фольклор»
Сентябрь
Октябрь - Знакомство с кубанскими народными инструментами.
- Знакомство с кубанскими народными песнями и хороводами. * Знакомство с народным кубанским фольклором загадки, заклички, пословицы, кубанские песни и хороводы.
Ноябрь
Декабрь ^Знакомства с играми народов населяющих кубань. *Игры народов населяющих Краснодарский Край.
Январь
Февраль * Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).
^Знакомство с культурными традициями «Масленица». 10. Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Кубани.».
^Развлечение «Святки».
11. Развлечение «Масленица».
12. Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».
Март * Беседа «Праздник «День птиц». ^Прослушивание аудиозаписей народных песен.
Апрель * Фольклорный праздник «Посиделки» Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».
Май * Прослушивание аудизаписей народных песен.
* Разучивание хороводов, народных песен. ^Праздник «Русской Берёзки»
План работы с родителями :
7.
- Консультации для родителей
- «Художники Кубанской земли»
- «Промыслы В Краснодарском Крае»
- «Почётные люди г. Усть-Лабинска»
- Семейная гостиная «Мой светлый город усть- Лабинск».
- Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».
- Совместные праздники и развлечения.
- Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу творчества, в парк, на водоем, дом природы.
- Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, День
Хлебороба, участие в народных гуляниях.
- Сбор краеведческого материала с участием родителей.
- Помощь в создании уголка «Кубанская хата». «Курень» или «Изба» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».
* Организация встреч с интересными людьми.
* Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
* Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
* Выставка семейных реликвий.
* Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Кубани».
* Оформление папки-раскладушки «Прогулки по городу».
* Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на в Краснодарском Крае».
* Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
* Совместные проекты «Традиции семьи».
План работы с педагогами по проекту :
* Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте Усть- Лабинска»
* Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.
* Консультация для воспитателей «Творчество художников Усть- Лабинского района», «Писатели и поэты - наши земляки».
* Встречи с работниками библиотеки и музея.
* Сбор краеведческого материала.
* Организация фотовыставки «Наш город».
* Проведение развлечений, праздников.
* Проведение открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты для детей:
* Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
* Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представления о памятниках родного города.
8.
- Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
- Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
- Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
- Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Севера.
- Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
Критерии отслеживания
1 ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
* Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:
* Как называется наш город?
* Почему он так называется?
* Какие улицы города вы знаете?
* Чьи имена носят улицы нашего города?
* Какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете?
* Каких местных писателей, художников можете назвать?
* Какие праздники отмечаются в нашем городе?
* Назовите промыслы и профессии коренных народов Кубани?
* Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?
* Расскажите о природе родного края.
* Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости
от сезона?
2 ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
* Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.
* Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.
* Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.
3 ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
* Повышение педагогического уровня воспитателей.
Активность воспитателей в работе по проекту
9.
Педагогический проект
«Люби и знай родной наш край»
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Воспитатель : ЖАБИНА Н. П.