Папки-передвижки

Педагогический проект «Математика — это интересно» (7 фото)

Галина Орлова
Педагогический проект «Математика — это интересно»

Автор проекта: Орлова Галина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары Чувашской Республики.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная его общего психологического развития, подготовки к школе и новой будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. ”Ядром” умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Публикация «Педагогический проект „Математика — это интересно“» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков конструкций.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов для развития умственных способностей. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительных умений, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки детского мышления к усвоению математики.

Использование логических блоков и карточек, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина, позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции ''не'', ''и'', ''или''. Более того используя блоки, можно закладывать в сознании малышей - начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Итак, такие виды символической деятельности, как замещение, кодирование, схематизация, моделирование, освоенные сегодня, помогают завтра бесстрашно ''окунуться'' в сложный математический язык.

Я работаю по проблеме ”Формирование умственных способностей с использованием дидактических игр” В своей работе решила использовать более современные, универсальные и уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, логические геометрические фигуры, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, помогая развивать у них логико-математические представления и умения.

Для работы по данной проблеме в нашем детском саду имеются необходимые условия. В методическом кабинете имеется методическая литература по формированию умственных способностей, иллюстрационный материал для работы по проблеме.

Опрос родителей показал их заинтересованность в развитии умственных способностей детей.

Педагогический проект «Математика — это интересно»
Фото «Математика — это интересно»
Педагогический проект - фото

ПРОБЛЕМА

Формирование умственных способностей с использованием дидактических игр.

Цель проекта

Развитие у дошкольников логико-математических представлений и умений посредством дидактических игр.

Задачи проекта

1. Формирование умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать группу предметов, кодировать и декодировать информацию о признаках предметов.

2. Развитие умений решать простые логические задачи.

3. Воспитание у детей культуры мышления.

4. Повысить интерес родителей к проблеме умственного развития детей.

5. Обогатить предметно-развивающую среду.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Совершенствование у детей умений выявлять и абстрагировать свойства предметов, кодировать и декодировать информацию об их свойствах.

2. Развитие у детей умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по двум, трем свойствам, решать простые логические задачи.

3. Обогащение развивающей среды, оформление уголка “Юный математик”.

4. Повышение интереса родителей к умственному развитию детей.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта

Долгосрочный

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Программно-методическое обеспечение

“Программа воспитания ребенка-дошкольника “ под руководством О. В. Драгуновой, Чебоксары, Чув. книж. издательство,1995г.

Методическая литература:

- М. Фидлер ”Математика уже в детском саду ” .М. ” Просвещение”,1981г.

- “Логика и математика для дошкольников”, Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы “Детство”) Санкт-Петербург. ”Акцидент” 2000г.

- “Математика - это интересно” З. А. Михайлова, И Н. Чеплашкина, Санкт-Петербург, ”Детство-Пресс”,2006г.

Методические пособия:

- “Давайте поиграем” Математические игры для детей 5-6лет, (Под ред. А. А. Столяра, М. “Просвещение”,1991г.).

- “Логика. Математика. Конструирование и ИЗО”: Сборник практических материалов для ДОУ к программе “Развитие”.

Материальное обеспечение

Дидактические материалы:

- “абстрактный”: блоки Дьенеша, кодовые знаки, логические фигуры, материал для фланелеграфа: логические геометрические фигуры, кодовые знаки;

- “жизненный”: наборы изображений насекомых (бабочек, жуков, листьев деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов, фигурки животных, муляжи овощей, фруктов, грибов, всевозможные мелкие предметы, обручи, кольца, машины, мячи, кукла, посуда;

- схемы, таблицы;

- игрушки-персонажи;

- картинки с изображением предметов по темам: “Посуда”, ”Машины”, ”Овощи”, ”Фрукты”, ”Грибы”.

РЕАЛИЗИЦИЯ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный

Задачи

- Определение уровня развития детей.

- Выявление условий реализации проекта.

- Разработка плана по реализации проекта.

Пути реализации:

1. Диагностирование освоенности умений абстрагировать в предметах свойства, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по двум, трем свойствам.

2. Обогащение предметно-развивающей среды.

3. Подбор и изучение необходимой педагогической литературы по теме проекта.

4. Создание соответствующих наглядных пособий (схем, таблиц).

5. Составление перспективного плана работы по проекту.

II ЭТАП

I часть

Работа с детьми

Задачи

-Закрепить умение обозначать свойства предметов с помощью знаков-символов (кодировать, определять предмет по закодированным знакам (декодировать).

-Упражнять в решении простых логических задач с использованием знаков-символов, графических зарисовок.

Дата проведения: сентябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: ”Расскажи о фигуре”, “Опиши блок”, ”Узнай секрет”, ”Найди ошибку”, ”Загадки без слов”.

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры, упражнения: ”Опиши овощ”, ”Опиши фрукт”, “Угадай овощ”, “Угадай фрукт”.

Совместная деятельность: дидактические игры, упражнения: “Обозначь знаком”, “Найди и назови”, ”Загадки без слов”, “Узнай фигуру”, “Открой сундучок”.

Самостоятельная деятельность: игры с блоками Дьенеша, дидактическая игра ”Кто, где живёт?”, сюжетно-ролевая игра: ”Магазин”

Дата проведения: октябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Загадки без слов”, ”Где спрятались друзья?”, ”Какого цвета зонтик у Кати?”

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения: “Домино”, ”Засели дом”, ”Архитекторы”, лог. задание ”Где живёт зайчик?”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “ Помоги фигурам выбраться из леса”, “Гараж”, “Архитекторы”.

Фото №1 Автор проекта Орлова Галина Ивановна воспитатель МБДОУ Детский сад г Фото №2 Чебоксары Чувашской Республики

Работа с родителями

Дата проведения: сентябрь

Консультация на тему: “Использование блоков Дьенеша в работе с детьми”.

Цель: Познакомить родителей с блоками Дьенеша.

Дата проведения: октябрь

Консультация на тему: “Игры и упражнения с блоками Дьенеша”.

Цель: Обогащать родительский опыт интеллектуальными играми.

II часть

Работа с детьми

Задачи

- Закрепить умение сравнивать, классифицировать, обобщать по двум свойствам одновременно с образованием пересекающихся множеств.

- Упражнять в решении простых логических задач.

Дата проведения: ноябрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Раздели фигуры ”, ”Кто быстрее спрячет”, ”Заполни аквариум”, “Найди ошибку”

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры и упражнения: “Поможем белочкам разделить грибы”, ”Разложи листья”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Гараж”, ”На свою веточку”, ”Поможем белочке разложить орехи”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Найди выход”, ”Гараж”, ”Кто, где живёт”.

Дата проведения: декабрь

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Кто хозяин?”, ”Сортируем яблоки”, “Что лишнее”, ”Поможем Незнайке”.

НОД (Познавательное развитие): дидактические игры “Сортируем ёлочные игрушки”, “Украшаем ёлочку бусами”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Аквариум”, ”Поможем ежам разделить грибы”, ”Засели домики”, ”Чудесный мешочек”, лог. задание “Какие овощи и фрукты ела ворона”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Заполни аквариум”, ”Кто в домике живёт”, Украсим ёлку бусами”.

Дата проведения: январь

НОД (ФЭМП): лог. задание: “Какую машину Дима подарил другу?”, дидактическая игра ”Помоги Вини-Пуху и Пятачку”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Обитатели водоёма”.

Совместная деятельность: дидактические игры и упражнения “Найди домики фигуре”, “Чудесный мешочек”, лог. задание “Какие шарики подарили девочкам?”.

Самостоятельная деятельность: дидактические игры и упражнения “Кто в домике живёт?”, ”Подарим куклам игрушки”.

Работа с родителями

Дата проведения: ноябрь

Консультация: “В какие логические игры можно играть с детьми дома”.

Цель: Выработать у каждого родителя умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления.

Дата проведения: декабрь

Консультация: “Учим детей решать простые логические задачи”.

Цель: Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов для решения логических задач.

Дата проведения: январь

Обмен опытом: “Интеллектуальные игры в жизни моего ребенка”.

Цель: Выявить информацию у родителей по использованию интеллектуальных игр в работе со своими детьми.

III часть

Работа с детьми

Задачи

- Закрепить умение выявлять в объектах одновременно три свойства и абстрагировать их с учётом наличия-отсутствия каждого.

- Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать одновременно по трём свойствам.

-Упражнять в решении простых логических задач с использованием предметно-схематических моделей и знаков-символов.

- Овладение умением графического моделирования и классификационных способностей.

Дата проведения: февраль

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Кто хозяин квартиры?”, ”Помоги фигурам найти дорогу”, “Найди домики фигуре”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Лесные звери”.

Совместная деятельность: дидактические игры, упражнения: “Гараж”, ”Сортируем яблоки (грибы)”, лог. задания: ”Какую пуговицу потерял Рассеянный”, ”Куда пошёл Дима?”

Самостоятельная деятельность: дидактическая игра “Кладоискатели”, “Архитекторы”, игры с блоками Дьенеша.

Дата проведения: март

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Сортируем яблоки”, ”Аквариум”, ”Найди ошибку”, ”Садовники”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Какие бывают птицы?”.

Совместная деятельность: лог. задания: “Какого котёнка подарили Кате?”, ”Какую ошибку сделала девочка?”, “Как добраться к ушастику?”

Самостоятельная деятельность: дидактические игры “Сортировочная машина”,

“Кладоискатели”.

Дата проведения: апрель

НОД (ФЭМП): дидактические игры, упражнения: “Поможем Незнайке”, ”Обозначь знаками”, “Найди ошибку”.

НОД (Познавательное развитие): дидактическая игра “Расставим комнатные растения”.

Совместная деятельность: дидактическая игра “Сортируй фигуры”, дидактические упражнения “Найди ошибку”, ”Обозначь знаками”, логическое задание “На каком этаже живёт крокодил Гена?”

Самостоятельная деятельность: дидактические игры “Сортировочная машина”,

“Кладоискатели”, ”Мозаика цифр”.

Фото №3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность Умственное развитие дошкольника важнейшая составная его общего психологического развития подготовки к школе и новой будущей жизни Фото №4 Но и само умственное развитие сложный процесс это формирование познавательных интересов накопление разнообразных знаний и умений овладение речью

Работа с родителями

Дата проведения: февраль

День открытых дверей: Открытое занятие по ФЭМП.

Цель: Показать родителям достижения детей в области математики.

Дата проведения: март

Консультация: “Словесные логические игры”.

Цель: Познакомить родителей со словесными играми, позволяющими развивать у детей умение рассуждать логически.

Дата проведения: апрель

Вечер развлечения: КВН “В мире логики” (дети и родители).

Цель: Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

III этап –заключительный

Задача

Оценка эффективности реализации проекта.

Дата проведения: май

- Презентация проекта – Комплексное занятие “Гуси-лебеди. ”

- Повторная диагностика детей.

- Опрос родителей.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

Показатель диагностики детей

Начало года (сентябрь)

Абстрагирование: высокий – 5 (25%, средний – 10 (50%, низкий – 5 (25%).

Кодирование, декодирование: высокий – 6 (30%, средний – 9 (45%, низкий – 5 (25%).

Классификация по двум свойствам: высокий – 6 (30%, средний – 9 (45%, низкий – 5 (25%).

Классификация по трём свойствам: высокий – 5 (25%, средний – 11 (55%, низкий – 4 (20%).

Решение простых логических задач: высокий – 3 (15%, средний – 9 (45%, низкий – 8 (40%).

Конец года (май)

Абстрагирование: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Кодирование, декодирование: высокий – 9 (45%, средний – 10 (50%, низкий – 1 (5%).

Классификация по двум свойствам: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Классификация по трём свойствам: высокий – 8 (40%, средний – 11 (55%, низкий – 1 (5%).

Решение простых логических задач: высокий – 6 (30%, средний – 12 (60%, низкий – 2 (10%).

Показатели в %

Начало года

Уровни развития: высокий – 25%, Средний – 48%, низкий – 27%.

Конец года

Уровни развития: высокий – 39%, Средний – 55%, низкий – 6%.

Таким образом, в ходе реализации проекта:

- улучшились знания детей по кодированию, декодированию, абстрагированию, классификации;

- повысился интерес родителей к проблеме умственного развития детей:

- чаще стали делиться опытом, задавать вопросы по умственному воспитанию детей;

- домашнюю библиотеку пополнили литературой и материалом по развитию умственных способностей детей;

- в книжных магазинах родители стали чаще обращать внимание на литературу и материал по развитию умственных способностей детей;

- родители записали своих детей в кружок “Умники и умницы”;

- так же обогатилась предметно-развивающая среда (дидактические игры, разнообразный игровой материал для занятий, иллюстративный материал, что позволило оформить уголок “Юный математик”.

ЛИТЕРАТУРА

1. “Программа воспитания ребёнка-дошкольника” под руководительством О. В. Драгуновой – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995г.

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. Москва, “Просвещение”, 1981г.

3. “Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет”, (Под редакцией А. А. Столяра, Москва, “Просвещение”, 1991г.).

4. “Математика – это интересно”, З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, издательство “Детство – пресс”, Санкт-Петербург, 2006г.

5. “Логика и математика для дошкольников”, Методическое пособие Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы “Детство”) “Санкт–Петербург”. “Акцидент”, 1997г.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под редакцией А. А. Столяра. М., “Просвещение”,1988г., гл. 3.17).

7. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. “Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”,Л. ,1990г.).

8. Касабуигсий Н. И. и др. Математика “О”. Минск, 1983г.

9. Столяр А. А. Методические указания к учебному пособию Математика “О”.Минск. Народная асвета,1983г.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Математика — это интересно» Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Математика-это.

Педагогический проект «Страна занимательная Математика» Пояснительная записка: Актуальность проекта Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали.

Проект ученика 4 класса «Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Удивительный мир кристаллов» Здравствуйте! Представляю Вашему вниманию презентацию "Ужасно интересно всё то, что не известно! " по изучению мира кристаллов. Презентация.

Проект «Детский туризм — это интересно!» Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Цели проекта для детей:.

Проект «Весёлая математика» для старших дошкольников Информационная карта проекта. 1. Полное название проекта: «Весёлая математика». 2. Автор проекта: Гадаева А. С. 3. Руководитель проекта:.

Проект по ФЭМП «Живая математика» Обоснование проекта «Музыка есть таинственная арифметика души; Она вычисляет, сама того не подозревая» Г. Лейбниц. Музыкальное и математическое.

Проект по математике «Математика с Лего» Актуальность проблемы. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем.

Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!» Тема проекта: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!» театрализованная деятельность в младшей группе. март, 2016 г Авторы проекта:.

Проект «Занимательная математика» Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Актуальность.

Проект «Занимательная математика» Название проекта: «Занимательная математика» Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный (3 месяца) Участники: дети средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Математика — это интересно»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 11:07
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 145.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД