Светлана Соловова
Педагогический проект «Мы огородники» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА
По продолжительности – долгосрочный (март – сентябрь).
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-
Исследовательский.
Участники проекта - воспитатели, дети, родители.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, познавательного, коммуникативного развития детей, развития связанной речи, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов и овощей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Публикация «Педагогический проект „Мы огородники“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Воспитать в детей трудолюбие.
2. Учить, правильно сеять, сажать растения.
3. Учить, правильно ухаживать за растениями (полоть, поливать)
4. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
5. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях.
6. Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
7. Обогатить и расширить представления детей о растениях, вызвать интерес к росту и развитию растений.
Одной из задач является развитие связной речи дошкольников. Поэтому мы продиагностировали уровень развития речи у детей в начале осуществления проект и выяснили, что у большинства детей уровень развития связной речи ниже среднего и низкий (что вы можете увидеть на диаграмме).
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта :
- дети старшей группы;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
- видео презентации;
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
РИСКИ
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
В связи с этим на территории нашего сада был создан мини - огород и цветник, которые используются для экологического и трудового воспитания дошкольников Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят, расширению словарного запаса и развитию речи.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Развитие связной речи детей.
2. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
3. Развитие познавательного интереса к природе.
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Сформированность первоначальных навыков экологически-грамотного отношения к растительному миру.
Для родителей.
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов.
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Личностный и профессиональный рост.
3. Самореализация.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Наш проект является долгосрочным (март - сентябрь) и состоит из трех этапов.
На первом этапе мы взаимодействуем со всеми участниками проекта. С семьей сбор пословиц и поговорок по теме, сбор семян, совместно обсуждаем мероприятия по проекту.
С детьми рассматриваем иллюстративный материал. Педагог организует беседы с детьми, составляет план работы, собирает необходимый материал, разрабатывает конспекты занятий, организует среду, изготавливает игры и пособия.
На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.
(Составляем рассказ «Овощ, за которым я ухаживаю», игры «Овощи в корзинку», «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Что лишнее?», составление загадок, разрезные картинки, сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи»).
На втором этапе решаем задачи. Педагог беседует с детьми, подготавливает информацию для родительских уголков, организует конкурс-выставку «Вырастим овощи дома», «Огород на окне». С детьми высаживают семена в землю в игровой, двигательной и практической деятельности.
Третий этап. Заключительный. Педагог проводит итоговую беседу с детьми и представляет опыт в виде презентации.
СОДЕРЖАНИЕ
МАРТ.
Посев семян на рассаду (помидоры, перец)
Экспериментальным путем закрепить знания о том, что растениям для роста необходима влага.
Конкурс книжек – малышек «Пословицы, поговорки, загадки об овощах».
АПРЕЛЬ
Посадка лука. Экспериментальным путем выяснить – растениям нужен свет, влага (огород на подоконнике).
Конкурс - выставка «Вырастим овощи дома».
Посев семян бархоток на рассаду.
МАЙ
Посадка подсолнуха, кабачков, моркови, свеклы, укропа, редиски, лука.
Высадка рассады в грунт.
Наблюдение за всеми фазами роста растений.
Экспериментальным путем закрепить знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
Создание цветника (петуньи, анютины глазки, бархотки).
Продолжать вести наблюдения.
ИЮНЬ
Сбор урожая редиски.
Наблюдения за ростом растений.
Уход за цветником и огородом.
Прополка, полив.
ИЮЛЬ, АВГУСТ
Сбор урожая лука репчатого, кабачков, томатов, переца.
Уход за цветником на участке для прогулок.
Прополка, полив.
Наблюдение за ростом цветов, овощей.
СЕНТЯБРЬ
Сбор семян подсолнуха, петуньи, бархатцев для посадки будущего урожая.
Сбор урожая полученный экспериментальным путем, корнеплоды (морковь, редис, свёкла).
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, фрукты, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми. Участие детей в экологическом проекте «Мы огородники» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности, развитию речи и расширению словаря. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитал в наших детях бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыл возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение не только от результата, чем является сбор урожая, от процесса ухаживания и наблюдением за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека, но и от того, что дети угощали результатами своего труда ребят из других групп, чем доставили незабываемую радость всем воспитанникам.
Так же по результатам итоговой диагностики уровня развития связной речи детей мы выяснили, что у большинства детей уровень развития связной речи стал высоким и выше среднего. Поэтому, можно говорить о том, что в ходе реализации данного проекта мы выполнили поставленные цели и задачи.