Папки-передвижки

Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)

Татьяна Башкловкина
Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №17 «ЛАДУШКИ»

Интеллектуально-познавательный

творческий проект

«Наследие великой страны»

Разработала: Башкловкина Татьяна

Николаевна, воспитатель высшей

квалификационной категории

Нижневартовск, 2016

Паспорт проекта

Наименование проекта Интеллектуально-познавательный творческий проект «Наследие великой страны»

Публикация «Педагогический проект „Наследие великой страны“ (на основе программы „Социокультурные истоки“)» размещена в разделах

Основание для разработки проекта Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;

Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

Концепция дошкольного воспитания в РФ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 30.01.2016);

«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020 годы» (Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858);

Программа «Социокультурные истоки»;

Устав, образовательная программа МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Заказчик проекта Коллектив МАДОУ ДС № 17 «Ладушки». Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»

Целевая группа Воспитанники старшего дошкольного возраста.

Составитель проекта Т. Н. Башкловкина, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель проекта Цель : формирование у обучающихся патриотического самосознания и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».

Задачи проекта Задачи :

Образовательные:

1. Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

2. Объединять воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс.

3. Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.

4. Формировать добросовестное отношение к труду, приводить к осознанию духовного смысла труда на земле.

5. Повышать уровень коммуникативных способностей детей.

6. Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края; закрепить знания о природных богатствах края.

7. Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.

8. Создавать условия для исследовательской деятельности.

9. Использовать в образовательной деятельности активный метод обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

10. Обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы.

11. Ориентировать проект на повышение уровня успешности обучающихся.

12. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

13. Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами.

Развивающие:

1. Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развития гражданственности.

2. Развивать умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формировать навыки сотрудничества в социуме.

3. Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

4. Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.

5. Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России, развитию гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.

6. Развивать управленческие навыки детей, формировать руководителя, лидера, способного брать ответственность на себя.

7. Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.

8. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию патриотического самосознания.

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к взрослым, к историческим героическим личностям, любовь к своей семье, толерантное отношение к людям различных национальностей и конфессий.

3. Побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала, самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой.

4. Воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю.

6. Воспитывать у детей понимание необходимости защищать свою Родину.

7. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты:

1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.

2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, социальными партнерами; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Понимание родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.

5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, члена коллектива).

6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, города Нижневартовска; ответственное отношение к природным богатствам Родины.

7. Активность и инициативность воспитанников по оказанию помощи старшему поколению, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

8. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Срок реализации проекта 2 года (2016-2018 учебные годы)

«Любовь к отечеству должна выходить

из любви к человечеству, как частное из общего»

В. Г. Белинский

Актуальность проекта.

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

В настоящее время в ХМАО-Югре, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современного дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям современного общества.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, региона.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. Формировать отношение к миру и межличностные отношения.

Проведенное среди родителей воспитанников старшей группы нашего ДОУ анкетирование показывает:

• к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, региона;

• у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, округа, родной природы, охраняемых мест;

• 80 % родителей не имеют возможности рассказать своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях, достопримечательностях из-за высокой занятости;

• 40 % родителей затрудняются в знании истории города, региона и ждут помощи в этом направлении от детского сада;

• 20 % родителей не считают важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о гражданском и социально-нравственном воспитании детей приобретает сегодня для нас актуальное значение.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать дошкольников возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:

• детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;

• увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;

• сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

• развитие — стимулирование и поддержка ребенка в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;

• вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;

• открытость воспитательной среды - взаимосвязь с социумом.

Реализация программы «Социокультурные истоки» в рамках проекта.

Работа по реализации программы проводилась по определенному алгоритму. (Алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования. О. С. Абрамова, методист "Истоковедения").

Шаг 1. "НАЧНИ С СЕБЯ". Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Шаг 2. "ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО". Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов- специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.

Шаг 3. "ПРИСОЕДЕНИ РОДИТЕЛЕЙ"

o В информационном уголке "Истоки" предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).

o Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.

o Подготовить и провести активное занятие с родителями.

Шаг 4. " ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

o В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).

o Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.

Шаг 5. "ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ"

o Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;

o Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;

o Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

Все занятия проекта проводились в соответствии с планом мероприятий программы «Социокультурные истоки».

Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде дошкольников и их родителей к проблемам нравственно - патриотического воспитания в нашей стране.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности проектной деятельности с использованием материалов программы «Социокультурные истоки» на нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость проекта заключается в выявлении и повышении уровня сформированности нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств и патриотического сознания, создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Участники проекта : воспитанники старшей группы (1-ый год реализации проекта) и подготовительной к школе группы (2-ой год реализации проекта, их родители, воспитатель группы, узкие специалисты, администрация ДОУ, социальные партнеры (библиотека №14, ГИБДД, пожарная часть №2 и др.).

Гипотеза.

При создании условий по воспитанию социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста и развитию их гражданских чувств будет формироваться патриотическое самосознание детей.

Предмет.

Процесс формирования патриотического самосознания дошкольников посредством воспитания социально-нравственных качеств личности и гражданских чувств детей старшего дошкольного возраста.

Объект.

Патриотическое самосознание детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы реализации проекта

Содержание и организационные формы патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические :

• Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

• Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

• Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

• Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

• Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.

• Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.

• Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.

• Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.

Методы реализации проекта :

Предлагаемая классификация (В. Г. Нечаева, В. И. Логинова) объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения и организаторских способностей: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного - этического сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Формы проведения проекта : занятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»; беседы о гражданственности, поисковая и исследовательская работа, дидактические, словесные, театрализованные и сюжетно-ролевые игры; диспуты, лектории, семинары-практикумы, мини-проекты с участием родителей; встречи за круглым столом с родителями и социальными партнерами, экскурсии, пропагандистская и просветительская работа; обмен опытом на разных уровнях.

Этапы реализации проекта

1. Исследовательско - диагностический этап.

• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере заинтересованности ребенка нравственно-патриотическим аспектом и о возможностях и стремлениях родителей в развитии данных качеств;

• Диагностика нравственно-патриотического сознания детей группы (на материалах педагогической диагностики детей в областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (программа «Детство») и мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.).

2. Прогностический этап определяет :

• Сроки реализации проекта;

• Сроки реализации каждого этапа;

Прогнозируемые результаты;

• Критерии оценивания результатов по этапам работы.

3. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях:

• Работа с детьми (в том числе создание развивающей предметно-пространственной среды)

• Работа с семьей.

• Диссеминация педагогического опыта в коллективе.

• Взаимодействие с социальными партнерами

4. Аналитико-рефлексивный включает:

• Анализ динамики нравственно-патриотического развития детей.

• Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

• Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования процесса реализации проекта в целом.

• Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности на разных уровнях.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Январь Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (октябрь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе октябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем:.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрьРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе сентябрь Категория «Родной очаг» Совместная деятельность детей с воспитателем: - чтение р. н. с. «Братец Иванушка и Сестрица Алёнушка»; - чтение рассказа.

Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Наследие великой страны» (на основе программы «Социокультурные истоки»)
Опубликовано: 21 января 2021 в 14:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД