Алехина Татьяна Викторовна
Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»
Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна.
Цель: усвоение детьми моральных и нравственных ценностей: любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность; умение уступать, сочувствовать, сопереживать, прощать и жить в согласии.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с социокультурной категорией «Любовь»;
-дать детям представление о дружбе и добрых друзьях;
Публикация «Конспект занятия по формированию социальных навыков „Добрые друзья“ на основе программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
-формировать умения, понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;
-развить у детей умения договариваться, приходить к единому мнению;
-создавать условия для активного взаимодействия детей и родителей.
Развивающие:
-развить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками;
-развить речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли;
-развить интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта, обогатить содержание общения детей с взрослым и сверстниками, развить социальные навыки общения.
Воспитательные:
-воспитывать заботливые, уважительные и дружеские чувства к сверстникам;
-мотивировать на совершение добрых поступков.
Словарная работа: развивать умение подбирать прилагательные и глаголы к слову «Друг», активизировать в речи слова надёжный, щедрый, верный, правдивый, отзывчивый.
Предварительная работа: беседы о дружбе, рассказы о друге по фотографии, прослушивание песен о дружбе, знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, чтение сказок «Сивка – бурка», «Зимовье зверей» в семье и детском саду.
Материалы и оборудование для занятия : Иллюстрации к сказкам о дружбе и добрых друзьях, стен газета «Планета Дружбы», декорации и атрибуты к сказке «Как светлячок искал себе друга» : декоративная сцена, муравей, кузнечик, фонарик; фотографии друзей, рисунок к пословице, музыкальное сопровождение.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание слайдов и иллюстраций по содержанию сказок и пословиц о дружбе.
Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ о друге.
Практические: игра-приветствие «Пирамида Дружбы»; игра в круге, сидя на ковре «Какой ты друг», музыкальная хороводная игра «По родному краю».
Ожидаемый результат:
-сформированы умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
-развито умение говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли;
-сформирована мотивация на совершение добрых поступков
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями, вставайте в кружочек. Вот, сколько пришло к нам гостей, посмотреть какие вы воспитанные, внимательные и дружные! Это так?
Давайте ладошки, построим пирамидку «Дружбы» из ладошек.
Дети хором: Здравствуйте!
Будем, будем мы стараться,
будем дружно заниматься!
Воспитатель: Ребята, а может, кто то догадался о чём, будет занятие?
Дети: О дружбе!
Воспитатель: Правильно. Садитесь на свои места. Ребята, а сейчас папа Сони и Стёпы расскажет необычную и поучительную сказку, давайте внимательно посмотрим и послушаем.
(Папа Стёпы и Сони показывает сказку)
Сказка: Ночью в траве зажигается фонарик. Это светлячок, что он делает. Зачем он летает? Он ищет друга! Светлячок знал, где можно поиграть, но у него не было ни одного друга. И вот он услышал, что в травке кто зашевелился. Кто из травки выскочил? Кузнечик.
-Эй, кузнечик. Привет!
-Привет!
-Пошли гулять!
-Ой, погоди, у меня потерялся братик. А мама волнуется, помоги мне его найти в травке. Ты появился вовремя. Посвети, пожалуйста, покажи дорогу!
-Нет, я не могу, я ищу друга, мне некогда! Пока!
(Как вы думаете, что почувствовал кузнечик? По дружески поступил светлячок)
Вот он летит дальше и вдруг увидел, что кто-то шуршит в травке. А это оказался кто? Муравей.
Эй, Муравей, привет!
Что муравей скажет?
-Давай дружить?
Что муравей скажет?
Пойдем, поиграем!
Ой, подожди, пожалуйста, у меня грузик на спине, я должен его донести до дома. Подожди, посвети мне дорогу.
Что ему ответит светлячок?
Нет, я должен искать друга.
И побежал муравей в одну сторону. А светлячок в другую. И так, на протяжении всего лета зажигал светлячок свой огонёк и что он делал? Искал друга!
Нашёл?
Нет!
Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?
Дети: Эта сказка о том, как светлячок хотел найти себе друга, но так и не нашел его.
Воспитатель: А почему не нашел друга?
Дети: Он не нашел друга, потому что он думал только о себе.
Воспитатель: Да! Так вот для того, что бы быть настоящим другом нужно, что бы у человека было такое качество - сочувствие, сопереживание, соучастие. Ребята, а вас можно назвать добрыми друзьями? Почему?
Дети: Да, нас можно назвать добрыми друзьями, потому что мы ходим в одну группу, вместе играем, все делаем вместе.
Воспитатель: Дружба согревает жизнь человека как солнышко, делает жизнь теплее, радостней, светлее. А мы сейчас вспомним, какие качества должны быть у настоящего друга. Поиграем! Садитесь в кружок, по очереди поднимаем лучик и говорим: Со мной дружат, потому что, Я - заботливый друг.
Дети: Со мной дружат, потому что я надёжный друг, щедрый, верный, правдивый, отзывчивый, вежливый, внимательный, добрый, общительный, терпеливый, веселый, честный, преданный.
Воспитатель: Замечательно! Вот мы и узнали, какие качества должны быть у настоящего друга. Засиделись, давайте подвигаемся, берёмся за руки, встаем в круг.
Дети исполняют музыкальную хороводную игру «По родному краю» :
Мы отправились в путь на рассвете.
Нас не может догнать ветерок.
Хорошо, хорошо, что на свете
Неизведанных много дорог.
Мы лугами идем и лесами
Нет красивей земли и родней!
Хорошо, хорошо, что над нами
Светит солнышко все веселей!
Мы и небу бескрайнему рады,
И зеленым просторам полей.
Хорошо, хорошо если рядом
Столько верных и добрых друзей!
Воспитатель: Спасибо, ребята, присаживаемся на стульчики.
Мы сейчас убедились, что друзьями могут быть дети, которые ходят с вами в детский сад, а еще кто может быть другом?
Дети: Другом может быть мама, сестра, папа, игрушка, верный пес или кошка…
Воспитатель: А давайте вспомним, какие сказки о дружбе и добрых друзьях вы знаете?
Дети: «Три поросенка», «Золушка», «Заюшкина избушка» «Теремок», «Зимовье зверей», «Сивка-бурка», «Два товарища», «Хаврошечка»
Воспитатель: Сейчас, Соня расскажет строки из сказки, а вы постарайтесь вспомнить её название.
Соня: В самую полночь прискакал в пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая — золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.
Дети: «Сивка-бурка
Воспитатель: Что помогло Иванушке в сказке «Сивка-бурка» обрести верного друга?
Дети: Обрести верного друга Иванушке помогло послушание, честность и доброта?
Воспитатель: Давайте вспомним героев сказки «Зимовье зверей».
Дети: Бык, свинья, гусь, петух, баран.
Воспитатель: Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями и почему?
Дети: Да, можно, потому что добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.
Воспитатель: Вы мне сказали, что другом может быть мама, бабушка, брат, близкий человек. А вы знаете, ребята, ДРУЖБА - это проявление великого человеческого чувства ЛЮБВИ!
Дети (хором) : Дружба - проявление любви!
Воспитатель: Угадайте по картинке, какая эта пословица! (рисунок)
Дети: Человек без друзей, что дерево без корней.
Воспитатель: А дерево без корней хорошо или плохо и почему?
Дети: Дерево держится корнями прочно, надежно, как человек друзьями.
Воспитатель: А, какие еще пословицы. Вы знаете о дружбе?
Дети:
1. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2. Человек без друга, что земля без воды.
3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4. Один за всех и все за одного.
5. Дружба - самое дорогое сокровище.
6. Дружба дороже денег.
7. Без друга в жизни туго.
8. Старый друг лучше новых двух.
9. Друзья познаются в беде.
10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Почему человек, у которого есть друг, в любой беде не пропадёт?
Дети: Человек, у которого есть друг, не пропадёт в беде, потому что на помощь придет верный друг.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: На занятии мы говорили о Дружбе
Воспитатель: Вот не только дети дружат, но и взрослые. Предлагаю послушать ваших родителей, они расскажут о своем друге.
Родители рассказывают о своём друге.
Воспитатель: Спасибо. Родители вам приготовили сюрприз – раскраски! А, в завершении занятия, мы послушаем стихи, и сделаем «Планету Дружбы». Ребята, внимание! Подходим по очереди, берём фотографии ваших друзей и приклеиваем на нашу планету. А ребята нам прочитают стихи о дружбе.
Марк: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет…
Степа: Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Соня: Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей!
Они тебе помогут,
И с ними веселей.
Лера: Без него на свете-
Словно как без рук.
Ты цени, что рядом
Есть надёжный друг.
(Звучит музыка, дети выбирают раскраски)