Педагогический проект «Пластилиновые фантазии» для детей среднего возраста

Елена Кузнецова
Педагогический проект «Пластилиновые фантазии» для детей среднего возраста

Педагогический проект

«Пластилиновые фантазии»

для детей среднего возраста

Участники проекта:

Воспитанники и родители средней

группы «АБВГДйка»

Руководитель проекта:

воспитатель средней группы

Кузнецова Елена Владимировна

г. Калининград

Введение

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. А. Сухомлинский

Изобразительное искусство очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображение тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромное.

Занятия изобразительным искусством всесторонне развивает детей. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

В сегодняшнее время появились новые техники изображения рисунка. Освоение больше разнообразных изобразительных техник, позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявляет творческое воображение.

Развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мы решили провести проект художественной направленности “Пластилиновые фантазии”- основой идеи является изобразительная деятельность с использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинография.

Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна в двойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи врослого малыш знакомиться с новой техникой.

Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки (следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника доступна детям среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается моторика рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

С младшего возраста дети осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Большое значение начинает приобретать цвет пластилина как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приемом "влияние одного цвета в другой".

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, действий с различными предметами,что позволяют ему узнать и изучить их свойства, познавать свои творческие способности, изменить, то к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. С помощью поделок из пластилина развивается у детей фантазии, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Актуальность проблемы

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощником ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у детей фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Итак, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Проблема:

Практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, так как стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка и в се виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

Есть новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

1. Программа исследования

Цель: Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

• Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.

• Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов- так называемой-«Азбуки лепки».

• Совершенствовать зрительное восприятие.

• Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:

• развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;

• развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;

• развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;

• формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.

• Способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел.

Продолжительность: среднесрочный, творческий.

Проект предназначен для детей средней группы, педагогов, родителей.

Направление: художественно-эстетическое.

Предмет: нетрадиционная техника изобразительного искусство - пластилинография.

Объект: дети средней группы.

База реализации проекта: МАДОУ д/с №78

Организация занятий проекта: ежедневно 15-20 минут, во вторую половину дня.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Пластилинография» показал, что современный ребенок не владеет достаточной информацией этого вида искусства. Да и многие родители имеют недостаточно знаний по рисованию пластилином.

Эта задача художественно-эститеческого воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере проекта «Пластилиновые фантазии» расширить знания, проявлять интерес к изготовлению разнообразных поделок, картин и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение искусству, развитие эстетического вкуса.

1.1. Новизна

При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

На занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятие проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Игры в обучении детей пластилинографией помогают активизировать деятельность детей, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Проект составлен с учтом реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие» - направлена на решение эстетических задач.

«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с

явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.

«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

1.2. Гипотеза

Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.

Предполагаемые результаты:

• разовьется творческий потенциал детей;

• дети получат радость от сотворчества с родителями;

• дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

• сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

• родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.

1.3. Принципы реализации проекта:

1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип обогащения.

Сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

1.4. Методы и приёмы реализации проекта:

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Индивидуально-дифференцированный, групповой, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.

Чтение художественной литературы повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Коллективный просмотр рисунков воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идет от игрового персонажа.

Методы:

• Наглядные - наблюдение, показ, образец;

• Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

• Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приемы рисовании пластилином:

• раскатывание

• скатывание

• оттягивание

• сплющивание

• вдавливание

• загибание

• оформление работы

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок – основу для создания картины из пластилина.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой.

3. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках.

Формы работы: игровые формы, разговор; рассматривание готовых образцов; самостоятельная деятельность.

Форма подведения итогов: выставка детских работ, участие в конкурсах, фотоальбом детских поделок.

2. Апробация и практическая реализация проекта.

2.1. Содержание реализации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

• Создание центра художественного творчества;

• Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе - обучение воспитанников навыкам пластилинографии;

• Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами пластилинографии.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по художественно-творческой деятельности:

• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.

• Развивающие игры. Рассматривание альбомов, слайдов, фотографий.

• Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.

• Совместная деятельность детей и родителей.

2.2. Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

• Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

• Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

• Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

• Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

• Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

• Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

2.3. Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

Цель - определить цель и формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Задачи данного этапа:

2. Определить содержание и формы работы с детьми.

3. Установить индивидуальный контакт с каждым ребенком для определения направлений взаимодействия.

4. Разработать план с определением сроков, целей и форм взаимодействия.

Второй этап – практический.

Цель - реализовать проект сотрудничества в образовательном процессе.

Задачи данного этапа:

1. Сформировать группу детей по реализации проекта.

2. Разработать социально-значимый проект взаимодействия в развитии продуктивной творческой деятельности.

5. Оказать практическую помощь детям, которые испытывают трудности в создании индивидуальных работ совместно с детьми.

Учить приемам лепки: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать мелкую моторику, глазомер.

7. Подобрать методический материал для реализации проекта.

Третий этап– заключительный.

Задачи данного этапа:

1. Провести анализ проделанной работы;

2. Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с дошкольниками.

2.4. Предполагаемый результат обучения:

• Реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления. Что позволяет уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

• В игровой форме обогащают свой словарь.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

• Знакомятся с художественными произведениями:

Стихами, потешками, сказками, пальчиковыми играми.

• У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

• Развивают сенсорные эталоны.

В средней группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

• У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

• Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Ожидаемый результат осуществления проекта:

Организация выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ. Участие в конкурсах.

2.5. Работа с родителями

В рамках реализации проекта «Пластилиновые фантазии» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

• Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

• Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

• Организованна систематическая работы родительского комитета.

Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.

2.6. Ресурсное обеспечение:

Материально-технические ресурсы:

• группа;

• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук;

• магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;

• CD – DVD - диски, с записями музыкального материала, сказок, стихов;

• дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;

• дидактический материал, наглядный материал.

Финансирование проекта.

Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОУ имеется достаточно литературы по художественно - эстетической развитии и мелкой моторике, демонстрационного материала, а атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.

Заключение

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, а компонентами творческих способностей исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления.

Условий проявления творчества - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография». Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, используют разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

При изучении психолого — педагогической литературы мы пришли к выводу, что пластилинография является одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Анализ научно — методической литературы позволил нам разработать проект, направленный на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.

Дальнейшие перспективы реализации проекта:

• Повышение уровня развития творческих способностей средствами пластилинографии, развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.

• Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.

• Продолжить работу по проектной деятельности через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография».

• Продолжить работу над использованием пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород на подоконнике»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород на подоконнике» Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Проект.

Дидактическое пособие «Пластилиновые фантазии»Дидактическое пособие «Пластилиновые фантазии» Дидактическое пособие «Пластилиновые фантазии». Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет. Дидактическое пособие представлено в виде.

Педагогический проект «Мы любим театр» для детей младшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим театр» для детей младшего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы любим театр» Проект разработан: Сиротенко М. В., Харитоновой Н. Ю. Педагогический проект «Мы любим театр».

Педагогический проект «Азбука вежливости» воспитание культуры общения у детей среднего дошкольного возраста Актуальность. Уровень развития общества определяется уровнем культуры членов этого общества. В настоящее время остро встал вопрос о необходимости.

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Безопасная зимняя дорога» Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Безопасная зимняя дорога». Цель: Воспитание правильного пешехода. Задачи: -закрепить.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с художниками» Цель: Расширение представлений детей о творчестве.

Педагогический проект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Путешествие в мир книги» МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» КГО Педагогический проект «Путешествие в Мир Книги» Разработала.

Проект «Играем в сказку» для детей среднего дошкольного возраста Долгосрочный творческий проект «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»(для среднего дошкольного возраста) Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Осенние фантазии» Проект «Осенние фантазии» Актуальность Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Посиделки у самовара» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа № 368 «Лосиный остров» с углубленным изучением отдельных предметов.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние птицы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Педагогический проект «Пластилиновые фантазии» для детей среднего возраста
Опубликовано: 1 мая 2018 в 00:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Презентация «Викторина по сказке Джанни Родари» ко Дню рождения писателя для детей...
« Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это...
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и...
ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты; использовать в...