Лучший педагог года

Педагогический проект по математике

Ольга Кочергина
Педагогический проект по математике

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

города Пугачёва имени П. А. Столыпина»

Педагогический проект

«Моделирование

как один из методов

современного урока математики

в развитии коммуникативной

компетенции обучающихся»

Работу выполнила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №14 города Пугачёва

имени П. А. Столыпина»

Кочергина Ольга Викторовна

Пугачёв, 2020

Очень хорошо помогать своим ученикам

и направлять их на верный путь.

Но это нужно делать очень осторожно.

Нужно делать так, чтобы ученик

Публикация «Педагогический проект по математике» размещена в разделах

не заметил помощи и подсказки и верил,

что все он делает сам.

Ф. Нейман

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов : достижение современного качества образования.

Вот уже двадцать лет я работаю учителем начальных классов в средней общеобразовательной школе №14 города Пугачева.

Миссия нашего общеобразовательного учреждения заключается в выявлении и развитии способностей каждого ученика, в формировании духовно-богатой, свободной, физически здоровой, теоретически и практически мыслящей личности; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Но эта миссия непроста.

Мои ученики стали третьеклассниками. До окончания начальной школы осталось всего два года, но задумываться о том, какими они перей-дут в основную школу, я начала ещё, когда они были первоклассниками.

Кто- то из них с интересом включился в учебную деятельность, про-являл творчество, инициативу и самостоятельность, а у кого-то качества, необходимые для дальнейшего образования и самообразования, были недостаточно развиты.

Каким должен быть выпускник начальной школы? Какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить желание учиться, раз-вить умение самостоятельно и творчески решать различные познаватель-ные задачи, обеспечить условия для успешного изучения учебных предметов в основной школе?

Казалось бы, зачем об этом думать заранее, ведь до перехода в среднее звено ещё целых четыре года?

По моему мнению, задумываться над этими вопросами необходимо именно с первого класса, так как только грамотная систематическая работа по преемственности обучения может дать положительные результаты. Данная проблема очень значима и актуальна на современном этапе школьной жизни.

Хочу обратить Ваше внимание на преемственность в процессе обу-чения математике.

Мною, совместно с учителями математики, работающими с выпуск-никами начальной школы, были выявлены пробелы в знаниях детей со средним и низким уровнями обученности по следующим темам:

вычисление значения числового выражения, содержащего 3-5 действий;

решение уравнений усложненного вида;

решение составных задач с использованием знаний зависимостей между важнейшими величинами;

распознавание и изображение простейших геометрических фи-гур.

Естественно, ребятам необходимо помочь в восприятии выше

перечисленных сложных заданий. Возникает вопрос: «Как реализовать это практически?»

Несомненно, особое внимание необходимо обратить на учебные за-дачи, решение которых требует размышлений, самостоятельного установ-ления связей, обобщения, наблюдательности, логического мышления, творчества. Считаю, что моделирование помогает решать эти задачи. Ведь с первых дней жизни человек познаёт окружающий его мир с помощью моделей – игрушек. Процесс обучения в школе по всем направлениям, без исключения, также сопровождается использованием разнообразных моделей. Ни одна область человеческой деятельности сегодня не обходится без их применения. А самое главное, метод моделирования превращает учебный процесс не только в осмысленный, руководимый, но и творческий.

В основе моделирования как средства познания лежит способность понимать одно явление через другое. А это значит, что при помощи моде-лирования можно объяснить сложное через простое, необычное через привычное, абстрактное через наглядное.

Так возникла идея создания проекта «Моделирование как один из методов современного урока математики в развитии коммуникативной компетенции обучающихся».

Цель проекта - развитие критически мыслящего, креативного, конкурентоспособного, успешного ученика.

Задачи проекта :

формирование математических понятий, интерпретация знаковых моделей в решении учебных задач;

развитие образного и логического мышления, воображе-ния, устойчивого внимания;

пробуждение интереса учащихся к исследовательской де-ятельности;

создание условий для формирования общей культуры и эрудиции ребенка, способности самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных условиях;

формирование коммуникативных компетенций (способ-ность работать в команде, понимание других, контакт-ность, социальная ответственность);

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Моделирование как средство научного познания стало развиваться в ХХ веке, получив признание практически во всех отраслях современной науки: техническом конструировании, строительстве и архитектуре, астрономии и физике, химии и биологии и, наконец, в общественных науках.

Моделирование в справочной литературе определяется как «метод ис-следования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» выделяются два аспекта моделирования в обучении:

моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить;

моделирование как учебное действие, средство обучения.

При разработке данного проекта я опиралась на научные работы

авторов технологии развивающего обучения: Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. М. Фридмана, Л. Д. Кудрявцева. Так, Л. М. Фридман считает, что «использование моделирования имеет два аспекта. Во-первых, моделирование является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть; во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение».

По мнению Д. Б. Эльконина «через построение моделей происходит очень интенсивное овладение теми сторонами деятельности, которые выражены и воссозданы в модели…».

Построение моделей и работа по их преобразованию даёт возможность формировать у учащихся коммуникативных компетенций, которые заключаются в умении выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, читать графики, диаграммы, таблицы данных, дискутировать и защищать свою точку зрения. В формировании коммуникативных компетенций обучающихся средствами моделирования и заключается инновационность моего педагогического проекта.

Основополагающими принципами проекта являются :

принцип комплексности моделирования;

принцип дифференциации, позволяющий школьнику быть равно-правным участником процесса обучения,

принцип непрерывности, преемственности и последовательности из-лагаемых знаний;

принцип многообразия и вариативности форм подачи информации;

принцип действенности и результативности;

принцип сохранения здоровья участников проекта,

Цели проекта достигаются через урочную и внеурочную форму работы (кружки, занятия курсов дополнительного образования).

Данный проект был рассчитан на 4 года и реализуется при поддержке администрации школы. Участники проекта : учащиеся 3 «А» класса и их родители, учитель начальных классов Самойлова Ольга Викторовна, психолог школы.

Проект состоит из 4 этапов.

Этапы проекта

№ п/п Этапы проекта Временные рамки

1. I этап

Погружение в проект. Путешествие в неизвестное. 2007-2008

учебный год

2. II этап

Учимся, играя. 2008-2009

учебный год

3. III этап

Моделирование и творчество. 2009-2010

учебный год

4. IV этап

Обобщающий. Моделирую сам. 2010-2011

учебный год

Предполагаемые результаты;

1) повышение качества знаний, коэффициента обученности детей по математике;

2) развитие способностей выявлять известное и неизвестное, устанавли-вать связь между ними, находить собственные нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок;

3) участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней по математике;

4)участие в интернет-олимпиадах, международном конкурсе - игре «Кен-гуру», «Эрудиты планеты», «Инфознайка».

5) организация и проведение Недели математических знаний для учащихся начальных классов с целью развития исследовательских и коммуникативных способностей;

6) сбор и обработка информации по предмету, создание ученических презентаций и проектов в рамках школьного образовательного процесса, а также для проведения внеклассных мероприятий;

7) развитие навыков сотрудничества с другими людьми, умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.

В начале работы над проектом психологом школы было проведено диагностическое обследование обучающихся 1 класса с целью выявления уровня подготовки к обучению.

п/п

Фамилия, имя

ребёнка Развитие учебных навыков Развитие речи и мышления Эмоционально – волевая сфера Уровень подготовки

Уровень подготов-ки по чтению Уровень подго-товки по матема-тике Составление рассказа по серии картинок Обобщение и классификация понятий Владение логическими операциями сравнения Развитие речи Комму-ника-

тивные навыки Уровень само-регуляции

произвольности

Умение читать Понимание прочитанного Счёт, счётные операции Решение задач Устойчивость интереса Коммуникативные навыки Следование инструкции Эмоциональное состояние Графические навыки

1

Результаты представлены на диаграмме:

Приложение №1

Результаты обследования показали, что двое детей (11%) имеют высо-кий уровень подготовки к школе, одиннадцать детей (61%) показали средний уровень подготовки и пятеро детей (28%) – низкий уровень.

Мною проведён мониторинг развития мыслительной деятельности обучающихся. Приложение №2

Выявлено, что из 18 человек умеют:

№ п/п Показатели мыслительной деятельности (умения) Результативность

деятельности

1 Классифицировать, обобщать. 22%

2. Анализировать. 11%

3 Отбирать все возможные варианты решения. 14%

4 Переключаться с одного поиска решения на дру-гой. 33%

5 Составлять программу действия по своей работе. 22%

6 Рассматривать объект с различных точек зрения. 7%

7 Сравнивать различные объекты и их совокупно-сти. 11%

8 Устанавливать ассоциативные связи. 14%

9 Составлять задания по заданной теме. 28%

10 Проводить контроль и самоконтроль. 44%

Определё н уровень самостоятельности обучающихся:

№ п/п Уровень самостоя-тельности Количество обучающихся в классе Количество обучающихся, выполняющих Процентное соотношение

1 Задания выполняют-ся самостоятельно

18 человек 7 человек 39%

2 Задания выполняют-ся с помощью учите-ля 11 человек 61%

Таким образом, по результатам диагностического обследования было выявлено, что необходимо организовать работу с детьми по формированию следующих умений и навыков:

отбирать все возможные варианты решения;

составлять программу действия по своей работе;

рассматривать объект с различных точек зрения;

сравнивать различные объекты и их совокупности;

устанавливать ассоциативные связи.

На уроках математики использую следующие виды моделей: чертежи, схемы, формулы, таблицы. Область применения моделей многогранна.

Наиболее эффективными типами заданий для формирования действия моделирования являются текстовые задачи. Решение задачи – это последо-вательность преобразований моделей, переходов от одного типа моделей к другим. Работа над задачей начинается с первого класса в дочисловом пери-оде, когда дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам. На данном этапе работы текста задачи нет, он заменен реальной ситуацией, в которой дети действуют с реальными предметами. От действий с предметами постепенно переходим к действиям с полосками (это переход от предметно-практической деятельности к символическому моделированию, затем переходим к графическим моделям (схемам, от графических моделей - к знаковым моделям (формуле, от знаковой модели - к словесной модели (определению, правилу, алгоритму). Эти переходы и составляют основу формирования действия моделирования.

Модели выполняют различные функции: обучающие, планирующие, обобщающие, контролирующие. Любой вид модели в учебной деятельности нужен для того, чтобы «оторвать» способ действия от самого предметного действия, и задать его как общий способ.

На начальном этапе обучаю детей построению графических моделей. Для этого использую следующую «Памятку».

Что будем изображать?

Как будем изображать?

Что в первую очередь изобразим?

Как числа, данные в задаче, могут построить модель?

Как расположим модель?

Как на модели обозначим данные?

Как на модели обозначим вопрос задачи?

Чтобы проверить, все ли данные задачи отображены на модели, пред-лагаю детям прочитать задачу, показывая всё на модели. Для установления соответствия между содержанием задачи и моделью предлагаю следующие задания: «Прочитайте задачи и соотнесите их с моделями. Докажите свой выбор». Задачи составляю так, чтобы связь между искомым и данными не была явно выражена. Например:

1) На двух полках книг было поровну. Когда число книг на второй полке увеличили в 3 раза, то на второй полке их стало 9. Сколько книг было на каждой полке первоначально? (модель 2)

2) На двух полках книг было поровну. Когда на вторую полку по-ставили ещё 6 книг, то на ней стало 9 книг. Сколько книг было на каждой полке первоначально? (модель1)

3) На первой полке было 3 книги, на второй – 9 книг. Когда взяли несколько книг со второй полки, то их стало столько же, сколько на первой. Сколько книг взяли со второй полки? (модель 3)

К ним даю следующие модели:

МОДЕЛЬ 1

МОДЕЛЬ 2

МОДЕЛЬ 3

Считаю, что одного составления модели к задаче недостаточно, поэтому включаю и обратные задания, а именно: составление текстов различных задач по модели, что будет способствовать развитию творческого мышления каждого ребёнка. Предлагая абстрактную модель, прошу обучающихся составить по ней задачи с различными отношениями между данным и искомым.

Дети составляют задачи на:

нахождение суммы;

разностное сравнение;

кратное сравнение;

увеличение числа на несколько единиц;

увеличение числа в несколько раз;

деление по содержанию.

На II этапе проекта (во втором классе) ввожу новый вид работы, на котором дети используют составленную модель для поиска различных спо-собов решения задач. Это очень увлекательное занятие.

Предлагаю детям смоделировать следующую задачу:

Школьники посадили за 3 дня 390 деревьев. В первый день они поса-дили 120 деревьев, во второй – на 50 деревьев больше, чем в первый, а в третий – все остальные деревья. Сколько деревьев посадили в третий день?

Ребятами предложена следующая модель:

I д.

II д.

IIIд.

По этой модели ими найдено несколько способов решения задачи:

1-й способ 2-й способ

1) 120+50=170 1) 120+50=170

2) 120+170=290 2) 390-120=270

3) 390-290=100 3) 270-170=100

3-й способ 4-й способ

1) 120+50=170 1) 1202=240

2) 390-170=220 2) 240+50=290

3) 220-120=100 3) 390-290=100

Решение задач разными способами даёт ребёнку право на выбор решения (даже если оно не является традиционным, у него появляется до-полнительная возможность самореализации.

Применяя метод моделирования, при знакомстве с числами первого десятка, ввожу заменитель – цвет. Например:

- единицы

- десятки

При изучении темы «Многозначные числа» также использую модели, которые позволяют наглядно представить многозначное число. В этой работе опираюсь на знания детей, полученные ещё в первом классе.

- сотни

- тысячи

Приложение №3, 4

Важной частью курса математики для младших школьников является изучение величин. Работа с величинами вызывает определенные трудности, особенно при выполнении заданий на перевод величин из одних единиц в другие, на установление соотношений между различными единицами. Моделирование позволяет быстро и легко достигать высоких результатов в обучении и математическом развитии младших школьников.

Приложение №5.

Сейчас в моем классе обучаются 26 ребят. Они обладают разным уровнем сформированности действия моделирования. Поэтому всегда предоставляю детям возможность выбора тех модельных средств, которые действительно помогают принять решение. Для детей с низким уровнем сформированности действия моделирования таким средством становится практическая деятельность с предметами или их заменителями. А для детей с высоким уровнем - организую работу в группе с переменным составом, игры и соревнования. Здесь обучение происходит с использованием реальных предметов, с проведением экспериментов. Учащимся со средним уровнем я предлагаю такие задания, которые требуют от них творчества, инициативы и дают возможность проявить себя.

Мною организуется работа в группах. Каждая группа имеет свой план работы, в котором определяются задания для каждого члена группы, (Приложения №6, разработаны и листы оценки работы группы (Приложение №7, промежуточной самооценки (Приложение №8).

Главный смысл деятельности состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в обучении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей.

Любая деятельность включает в себя действие контроля и оценки. Кон-троль - фактор, наиболее сильно влияющий на все стороны учебного про-цесса. Контроль усвоения учебного материала осуществляю на контрольно-оценочных уроках. Результаты заношу в таблицу:

Таблица контроля за формированием действия моделирования

п\п

Фамилия, имя обучающегося Вид моделей

схема таблица график чертёж формула диаграмма

1

+ - 0 + - 0

2

«+» - владеет, «-» - частично владеет, «0» - не владеет.

Мониторинг работы над проектом в первый год обучения представ-лен диаграммой, из которой следует, что необходимо продолжить работу по формированию навыков моделирования (работа с графиками, формулами, диаграммами).

(Приложение № 9)

Во второй год обучения достигнуты следующие результаты:

(Приложение №10)

Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня сфор-мированности действия моделирования.

Работа в данном направлении способствует повышению успеваемости и качества знаний. По итогам второго полугодия 2008-2009 учебного года успеваемость по предмету – 100%, качество знаний - 64%. Третий год ра-боты над проектом (I четверть 2009/2010 учебного года) дал возможность повысить процент качества знаний детей на 6 %.

В рамках проекта веду работу по моделированию и на занятиях мате-матического кружка «Считай, смекай, отгадывай» и курса дополнительного образования «Математика и конструирование», задачами которых являются:

формирование глубоких знаний о геометрических фигурах;

включение каждого ребёнка в активный познавательный процесс;

формирование начальных элементов конструкторского мышления;

развитие логического, образного мышления и пространственного представления учащихся;

воспитание интереса к математике, стремления использовать матема-тические знания в повседневной жизни.

(Приложение №11, 12)

В апреле 2008-2009 учебного года членами кружка «Считай, смекай, отгадывай» в рамках Недели математических знаний подготовлены и проведены: математический КВН (Приложение №13), математический праздник «Геометрия вокруг нас», выпущена стенгазета «Необычное в обычном». Участниками курса дополнительного образования сконструирован картонный театр, который представлен при инсценировании сказки «Колобок» для учащихся первых классов и их родителей.

Проект находится в реализации, предстоит огромная работа. Но уже сегодня есть результаты. В 2008-2009 учебном году из 21 обучающегося 2 «А» класса 7 ребят являются участниками Международного математического конкурса - игры «Кенгуру». Всем детям вручены сертификаты участия. Трое ребят стали призёрами конкурса. (Приложение №14)

В 2009-2010 учебном году 5 обучающихся 3 «А» класса являлись участниками Всероссийской интернет - олимпиады по математике. Диплом I степени вручен Лазаревой Кристине, диплом II степени – Кобызевой Кри-стине. (Приложение №15)

Опыт работы над проектом позволяет сделать вывод, что метод моделирования является одним из действенных методов в развитии коммуникативных компетенций обучающихся. Он позволяет включить каждого ребёнка в активную коммуникативную деятельность и предоставляет возможность работать в соответствии со своими способностями. Однако использование моделей не является прерогативой точных наук. Применяю средства моделирования на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира и технологии.

«Приучая ученика работать, заставь его не только

полюбить работу, но настолько с ней сродниться,

чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому,

чтобы для него было немыслимо иначе,

как собственными силами что-либо усвоить;

чтобы он самостоятельно думал, искал,

проявлял себя, развивал свои силы….»

А. Дистервег

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Математика — это интересно»Педагогический проект «Математика — это интересно» Автор проекта: Орлова Галина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г. Чебоксары Чувашской Республики. ВВЕДЕНИЕ Актуальность.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «В гостях у сказки»Педагогический проект «В гостях у сказки» Педагогический проект «В гостях у сказки» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по математике
Опубликовано: 18 октября 2020 в 17:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД