Ольга Бойко
Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Дошкольного
Образования» от 01 января 2014
года. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
3. Конвенция ООН о правах ребёнка.
Основные идеи проекта Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развитие способности координированной работы со зрительным восприятием.
Цели проекта Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, через использование разнообразных игр, методов и приемов.
Задачи проекта Задачи : Для воспитателя
- Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
- Создать подборку методической литературы по теме.
- Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
- Изготовить информационный стенд для родителей.
Для детей : - Активизация речи детей,
- развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: - Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. - Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
Объект и предмет педагогической деятельность Объектом проекта являются :
процесс развития мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки к письму.
Предметом: мероприятия ДОУ.
Срок реализации проекта Долгосрочный (1 год)
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Социальные партнеры Муз. руководитель, инструктор по физ. воспитанию, педагог-психолог; учитель-логопед.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта Для детей
- Проявление интереса к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм;
- увеличение словарного запаса детей, речь детей становиться более эмоциональной и выразительной.
- увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;
- у детей более развивается мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Для родителей
- Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома;
Критерии оценки эффективности реализации проекта Тесты, игры на развитие мелкой моторики, творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ других детей.
Актуальность реализации проекта
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие не задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага. И непосредственно не забывать о рисовании и лепке что не только развивает моторику но и воображение и творческие способности. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Основное содержание проекта
Принципы, лежащие в основе проекта :
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме : игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.
Методы реализации проекта с детьми :
- практические
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
Формы организации деятельности воспитанников:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Пути и средства реализации проекта
Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Для развития графического навыка используем:
- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
- рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;
- графические диктанты.
План-график реализации проекта
Этапы Основные мероприятия Ответственные
1.
Подготовительный
(Разработка проекта) - Выбор темы, постановка целей и задач;
- Написание перспективного плана;
- Сбор литературного материала;
- Подбор и изготовление материала для игр Воспитатель
Специалисты ДОУ
Родители
2.
Основной
(Реализация по видам детской деятельности) Игровая деятельность
Пальчиковые гимнастики
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- пальчиковый театр;
- картотека пальчиковых игр;
- игры с бумагой;
- игры с крупой;
- игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
- игры с сухими бассейнами с различными
наполнителями;
- игры с центре «Воды и песка»;
Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем"
"Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками".
Театрализованные игры
Коммуникативная деятельность
Пальчиковые гимнастики
Заучивание пальчиковых игр
Познавательно-исследовательская деятельность
Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение рассказов и заучивание стихов;
Загадывание загадок
Инсценировки и драматизации знакомых произведений
Творческая деятельность
Раскраски – картинки восковыми мелками
Рисование красками
Рисование Карандашами «Травка»
Лепка «Покормим птиц» отщипывание, «Звездочка» вдавливание зерен в пластилиновую основу. ….
Рисование пальчиками гуашью «Медвежонок», «осьминожки» …
Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных
штриховок;
графические диктанты.
Физическая культура
Проведение физ. минуток, подвижных игр. Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Специалисты ДОУ
Воспитатель
Инструктор по физ. воспитанию
3.
Итоговый Презентация итогов работы над проектом Воспитатель
Родители
Специалисты ДОУ
Ресурсное обеспечение
- Конспекты мероприятий.
- Изготовление нестандартного оборудования
- Методический комплекс по проведению пальчиковых гимнастик
Перспективы дальнейшего развития
Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте
Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в своей группе я решила развитию мелкой моторики уделять специальное внимание. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики : делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
В работе с детьми используем развивающие пособия : рамки, шнуровки, упражнения с водой и крупой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.