Елена Чуносова
Педагогический проект в группах раннего возраста «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно – познавательный.
Продолжительность проекта : с 09.10.2023 по 03.11.2023 (4 недели)
Участники проекта : воспитанники групп раннего возраста, педагоги, родители воспитанников.
Проходит через все 5 образовательных областей.
Актуальность:
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.
Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.
Публикация «Педагогический проект в группах раннего возраста „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Занятия театральной деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.
Дети через игру знакомятся с социумом через образы, краски и звуки. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает развить у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенными, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказка – источник проявления всех чувств ребёнка.
Цели проекта : активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок, развитие интереса к устному народному творчеству, создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Проблема: Современные дети второго и третьего года жизни употребляют мало слов, невнятно произносят звуки, часто вообще отсутствует мотивация разговаривать — эти проблемы в настоящее время встречаются все чаще. Поскольку многие дети также плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире.
Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение месяца.
За время проекта мы погостили в таких сказках как : «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».
Задачи проекта :
Для детей:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
3. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
4. Формировать интерес детей к сказкам.
5. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
Для педагогов :
- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.
- Подготовить консультации для родителей.
Для родителей:
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОО.
- Выставка работ руками родителей на тему: «Персонажи любимых сказок»
- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Дети узнают героев сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».
- В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей.
- У детей появится интерес к играм, развлечениям.
- В группе создана эмоционально – комфортная среда.
- Участие детей в театрализованной постановке «Курочка ряба».
Для родителей:
- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают работы своими руками на тему: «Персонажи любимых сказок».
- Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций к сказкам, картинок, книг со сказками.
- Знакомство с русскими народными сказками.
- Использование сюжетно - ролевых, подвижных игр.
- Разучивание пальчиковой гимнастики по сказкам.
Оборудование и материалы:
- Художественная литература.
- Картинки и иллюстрации к сказкам.
- Игрушки-персонажи сказок, пальчиковый театр, настольный театр, театр теней, штоковый театр, театр на магнитах, фланелеграф.
- Материалы для изобразительной деятельности.
- Комплексный демонстрационный материал «Бабушкины сказки».
I этап – Подготовительный
Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – Основной
Особенности театрализованной деятельности для детей раннего возраста.
III этап – Итоговый
При условии реализации данного проекта можно предложить следующие результаты:
• Создание в группе необходимых условий по театрализованной деятельности детей.
• Выставка детских рисунков «Курочка ряба».
• Бережное отношение детей к книгам.
• Подбор игр на тему «В гостях у сказки».
• Способность детей договариваться и играть дружно вместе.
• Выставка работ детей и взрослых «Персонажи любимых сказок».
I этап – Подготовительный
Мероприятия:
1. Анкетирование
Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии сказок. Беседа о русских народных сказках.
2. «Круглый стол»
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Создание условий реализации проекта. Сформировать интерес у детей.
3. Подбор книг
Цель: Развивать у детей интерес к русским народным произведениям.
4. Формирование родительского уголка:
Беседа «Надо ли читать ребенку сказки?».
Консультации: «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка», «Зачем детям нужны сказки?»
Цель: Просвещать родителей, размещать статьи, рекомендации по реализации проекта.
5. Подбор наглядно – дидактических пособий
Цель: Создать условия для реализации проекта.
6. Подбор пальчиковых гимнастик по знакомым сказкам.
Цель: Учить детей выполнять упражнения под словесное сопровождение.
7. Музыкальная деятельность
Цель: Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.
8. Памятка для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»
Цель: привлечь родителей к чтению сказок детям.
II этап – Основной
Первая неделя
Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций.
Цель: формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки.
Пальчиковый театр индивидуальная работа по сказку «Курочка Ряба»
Цель: вовлекать детей в театральную деятельность, учить пересказывать и наглядно показывать сказку.
Рисование «Золотое яичко» (нетрадиционная техника»
Цель:
- продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования –«рисование ладошками».
Задачи:
- формирование представления о возможностях собственных рук и пальцев;
- развитие мелкой моторики;
- привитие интереса к изобразительному творчеству.
Подготовка к показу сказки «Курочка Ряба».
Инсценировка сказки «Курочка ряба»
Цель: учить детей пересказывать сказку, тем самым развивая речь и память.
2 неделя
Чтение русской народной сказки «Репка»
Цель: формировать у детей любовь к сказкам, учить сопереживать вместе со сказочными героями.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: знакомить детей с овощами и называть их: помидор, огурец, репа, воспитывать желание рассматривать их.
Настольный театр: показ сказки «Репка»
Цель: формировать у детей умение слушать сказки и смотреть театральное представление. Развивать речь, память, мышление.
Разучивание пальчиковой гимнастики по сказке «Репка».
Задачи:
- развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений;
- развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;
- развивать творческое воображение.
Третья неделя
Чтение русской народной сказки «Теремок»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок».
Задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, чувства сопереживания по отношению к героям сказки, желание помочь;
- воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке;
- развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого
Рассматривание иллюстраций «Дикие животные»
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.
Конструирование «Построим теремок»
Цель: развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.
Просмотр репетиции кукольного театра: показ сказки «Теремок»
Цель: побуждать детей к активному восприятию сказки, научить выражать эмоции через движения и мимику. Развивать способность понимать текст и обогащать словарь детей.
Четвертая неделя
Просмотр и прослушивание сказки «Колобок»
Цель: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Учить показывать чувства героев сказки мимикой лица, развивать речь детей, память, воображение.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Веселые Колобки»
Ходьба и бег за воспитателем стайкой. Построение в шеренгу.
Игровая ситуация: к детям пришел Колобок, привел своих друзей и хочет выполнять упражнения (раздать мячи).
1 упражнение. «Колобок спрятался»
ИП: ос, мяч внизу. 1 – подойти на вытянутые руки к корзине, бросить мяч в корзину 2 – ИП (4р)
2 упражнение «Колобку нравится солнышко»
ИП: ос, мяч внизу. 1-руки вверх, 2-ИП (4р)
3 упражнение «Покатился Колобок»
ИП: ос, мяч на полу. 1-сели, 2-оттолкнули мяч вперед, (3р)
П/И «Лиса и Колобок»
Дети бегают произвольно, по команде: «Лиса!» убегают в «домик» (обруч, лиса старается догнать детей. (2-3 р)
Ходьба по кругу, на носочках (чтобы не разбудить Лису)
Дыхательное упражнение: «Большой – Маленький»
Дети стоят в кругу, близко друг возле друга. Воспитатель говорит, что это похоже на колобок, который испекла бабушка. Чтобы его не съела Лиса, он должен быть большим. Дети набирают воздух в грудь и медленно дуют перед собой, при этом отходят назад. Получается большой Колобок.
Лепка «Колобок»
Цель: продолжать развивать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; мелкую моторику; учить создавать изображения по мотивам русских народных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызвать интерес к лепке
Настольный театр: показ сказки «Колобок»
Цель: прививать интерес к театрально-игровой деятельности,
развивать у детей умение разыгрывать спектакль с помощью настольного театра по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей, вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Рассматривание персонажей сказки
Лепка «Колобок»
Цель: продолжать учить детей рисовать круг, учить передавать образ колобка на бумаге, развивать сюжетно-игровой замысел.
III этап – Заключительный
Обработка и оформление материалов проекта.
Анализ результативности.
Список литературы:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. М. : Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь, 2008. 240 с.
3. Микляева Н. В., Толстикова С. Н, Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОО