МААМ-картинки

Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения»

Яна Галь
Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения»

Актуальность проекта

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

• этика и стратегия ненасилия;

• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Публикация «Педагогический проект „Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения“» размещена в разделах

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения».

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Задачи:

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2. Пополнение материальной базы ДОУ.

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители (законные представители, дети.

Время реализации проекта: октябрь 2017 года – май 2018 года.

Ожидаемые результаты:

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В психологическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

I этап – Подготовительный:

Мероприятия:

1. Разработать план работы по формированию толерантности на 2017-2018 учебный год (Исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

3. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

4. Создание картотеки подвижных игр народов мира (исполнитель: инструктор по физкультуре)

5. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности (исполнители: воспитатели группы).

6. Проведение опроса для воспитателей "Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей" (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.)

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. (исполнители: воспитатели группы, педагог-психолог Галь Я. В.)

8. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

воспитатели группы

II этап - реализация проекта.

Цель - разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

2. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

Исполнение:

1. Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

организация информационного пространства среди родителей

2. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов,

приобретение картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира.

3. В выпусках стендовой информации отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей.

4. Создание альбомов об обычаях и традициях народов России совместно с обучающимися и родителями.

Этапы и даты проекта:

1 этап - октябрь 2017 года;

2 этап – май 2018 года Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

- умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Этапы:

1. Ноябрь - «Игры народов мира» Спортивное развлечение. Подвижные игры на прогулке. (Инструктор по физкультуре, Воспитатели).

2. Декабрь - «Новогодние обычаи стран и народов мира». Настольные и напольные игры. Мультимедиа-презентации по темам. Сюжетные игры. Творческие рассказы по теме. (Воспитатели групп, Педагог-психолог)

3. Январь - «Моя страна», «Символика нашей страны»,«Мой город», «Русские народные праздники и традиции», Викторина «Кто где живёт?» Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе;

рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав; чтение русских народных закличек, песенок, потешек. (Воспитатели групп, педагог-психолог)

4. Февраль - «Моя родословная», «Наши защитники». Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов». Творческие игры. Сюжетные игры

Мини-проекты о своей семье Фотовыставка любимых мест в городе (педагог-психолог,

воспитатели групп, родители).

5. Март - «Семейные династии», развлечение «Хоровод дружбы», «Дагестан, Дагестан – это сорок разных стран", творческие рассказы детей; встречи с членами семьи;

папки-передвижки о правах и обязанностях взрослых и детей. Тематическая консультация «Толерантность и правовая культура дошкольников».

Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе. (родители, воспитатели групп)

6. Апрель - «День Земли». Развлечения по теме :выпуск сборник стихов о Земле.

Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля» (воспитатели групп, педагог-психолог).

7. Май - «День Победы», «День семьи», «День рождение русской березы» Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей; музыкально – спортивное развлечение,конкурс рисунков; презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны; праздник ко Дню семьи; чтение и заучивание стихотворений о символе России; «Генеалогическое древо моей семьи»(воспитатели группы, муз. руководитель, педагог-психолог).

В течение года - Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;

6. Оформление информационных стендов для родителей.

Май –июнь 2018: Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

- игры народов мира

- сказки народов мира

- национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

Июнь 2016. Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.

1. Анкетирование родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения.

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности. толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет педагога-психолога о проделанной работе (педагог-психолог).

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности:

С 12 по 16 ноября - чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября - выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей».

Стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности».

13 ноября «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп.

14 ноября - Акция «Шлем приветики» (педагог-психолог).

15 ноября - Спортивный праздник «Игры разных народов» (инструктор по физкультуре)

Выставка детских рисунков «Мои друзья».

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие».

18 ноября - Спектакль «Медведь и все-все-все» для детей всех возрастов.

Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители).

Работа с родителями:

- Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

- Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта.

Презентация проекта на собрании педагогов. Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта будет:

1. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2. В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3. Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов: уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 85%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях - 70%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в группе – 100%;

Практическая значимость

Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Публикации по теме:

Педагог-психолог «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: создание условий для реализации гендерного воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО. Углубить знания педагогов о формировании у детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ. «Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание,.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников»Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников» Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения тематического педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Педагогический совет «Математическое воспитание дошкольников» ЦЕЛЬ: повышение педагогического мастерства воспитателей; совершенствование работы в детском саду по математическому развитию дошкольников.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» План по самообразованию воспитателя старшей группы: Горшковой И. В. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях.

Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» Проект «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста с помощью сказок» «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой.

Самообразование воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Самообразование воспитателя: Лебедева А. А. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Актуальность темы Гендерное воспитание.

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения» Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения» Цель проекта — способствовать улучшению детско-родительских отношений, повышение.

Консультация для родителей «Воспитание предпосылок толерантности у дошкольников» Консультация для родителей Воспитание предпосылок толерантности у дошкольников Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 22:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД