Гришина Елена
Педагогический проект «Загадки с грядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Загадки с грядки»
Руководитель проекта: Гришина Е. В., учитель-логопед, МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь – февраль)
Участники проекта: дети старшей логопедической группы с ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационный ресурс
Публикация «Педагогический проект „Загадки с грядки“» размещена в разделах
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М. : Издательство ГНОМ, 2011
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3. – М. : Издательство ГНОМ, 2010.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.
Кадровый ресурс - воспитатели старшей логопедической группы (Богданова Г. Г., Паромова Н. А., дети, родители.
Актуальность темы:
Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексической, грамматической и связной речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью: адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Традиционно развитие связной речи проводится через составление рассказов, по сюжетной картине, серии сюжетных картин, заучивание стихов, пересказ и т. д.
Как показала практика, одной из эффективных и результативных форм работы по развитию связной речи является составление загадок. Она интересна, легка, понятна и хорошо знакома детям и способствует развитию связной речи в непринуждённой форме.
Цель.
Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством составления загадок.
Задачи:
Обогатить и активизировать словарь детей (предметный, глагольный, словарь признаков);
Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивать связную речь
Развивать мышление, память, внимание, воображение;
Расширить запас знаний и представлений об окружающем мире;
Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
Воспитывать любовь к родному языку.
Формы работы: беседа, чтение, дидактические игры, рисование, лепка.
Предполагаемый результат:
- Повышение результативности коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя.
- Повышение интереса к устному народному творчеству.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина;
- Альбом загадок;
- Консультация для воспитателей «Составление и отгадывание загадок, как одна из форм развития речи дошкольников с ОНР».
- Консультация для родителей «Учимся составлять загадки».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно – подготовительный (сентябрь-октябрь 2016г)
Деятельность учителя-логопеда:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Изучение методической литературы.
- Определение средств, форм и методов работы.
Деятельность воспитателей:
- Изучение и подбор методической литературы
2 этап. Основной (ноябрь 2016 – январь 2017г).
Деятельность учителя-логопеда:
- Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).
- Организация дидактических игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, вкуса.
- Обучение детей составлению загадок по схеме, модели.
- Консультация для воспитателей «Составление и отгадывание загадок, как одна из форм развития речи дошкольников с ОНР»
- Консультация для родителей «Учимся составлять загадки».
Деятельность воспитателей:
- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением (беседы с детьми «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?»).
- Знакомство с народными и авторскими загадками.
- Подбор мини-библиотеки загадок (народных, авторских) на различные темы.
Деятельность детей:
- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Дидактические игры с целью закрепления и обобщения знаний по теме («Цвета», «Подбери по форме», «Что где растёт?», «Большой-маленький», «Какой на вкус?», лото «Фрукты и овощи»).
- Составление описательных рассказов с использованием схемы (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Рисование отгадки.
- Оформление сборника загадок, составленного детьми «Загадки с грядки»
Деятельность родителей:
- Подбор загадок по лексическим теме «Овощи», «Фрукты».
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа о прочитанном.
3 этап. Заключительный (февраль 2017г)
- совместная деятельность всех участников проекта по изготовлению книжки-самоделки об овощах и фруктах «Загадки с грядки».
- Презентация книжки-самоделки «Загадки с грядки».
Результат:
Дети проявляют интерес, любознательность и активность к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению поделок из пластилина, рисунков, составлению загадок.
Вывод:
На мой взгляд, использование такой формы работы по развитию связной монологической речи как составление загадок-описаний позволяет обучать детей рассказыванию в непринуждённой форме, поддерживается интерес детей в течение длительного времени. Дети научились связно, логически и грамматически правильно выстраивать предложения, выделять характерные признаки и свойства предметов, составлять простые загадки.
Постановка новой задачи: научить детей составлению загадок с усложнением – на сравнение и отрицание.