Приложение МААМ

Педагогический совет в детском саду «Экологическое воспитание на основе метода проектов и экспериментирования»

Оксана Башина
Педагогический совет в детском саду «Экологическое воспитание на основе метода проектов и экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет. Тема: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию на основе метода проектов и экспериментирования»

Цель педсовета: повышение эффективности реализации задач экологического образования на основе использования проектной методики.

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность воспитателей по экологическому образованию дошкольников;

- обучить воспитателей организации проектной деятельности с использованием метода экспериментирования;

Публикация «Педагогический совет в детском саду „Экологическое воспитание на основе метода проектов и экспериментирования“» размещена в разделах

- внедрить в педагогический процесс технологию проекта.

План проведения:

1. Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рефлексия «Экологическое лукошко»

3. Анализ работы по экологическому воспитанию»

4. Мозговой штурм.

5. Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

6. Экспериментирование как метод экологического образования дошкольников

7. Деловая игра /Решение педагогических ситуаций/.

8. Синквейн.

9. Проект решения педагогического совета

Форма проведения: круглый стол с элементами деловой игры

ХОД ПЕДСОВЕТА:

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы, касающиеся экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести до детей основы экологических знаний? Об этом пойдет речь на педагогическом совете.

1. Актуальность темы ПС

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы воспитать поколение, которое будет заботиться о природе, чувствовать себя ее частью. Такую возможность имеют дошкольные учреждения, т. к. чем младше ребенок, тем легче приобретенные знания превратить в прочные убеждения.

Цель экологического воспитания

Формирование с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи:

• Развивать познавательный интерес к миру природы.

• Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

• воспитывать экологическое сознание, нравственное и гуманное отношение к миру природы.

• Формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

2. Рефлексия «Экологическое лукошко»

На красном листочке-ягодке напишите ответ на вопрос:

- Что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников в 2017 году?

На зеленом листочке-ягодке постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем.

Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы.

3. Анализ работы по экологическому воспитанию.

Работа по экологическому воспитанию в ДОУ «Солнышко» ведётся на основе парциальной программы «Юный эколог» (С. Н. Николаевой).

Дошкольники получают первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы, о взаимодействии человека с природой, то есть получают элементарные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В план включаются беседы, выставки, чтение произведений, акции. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» т. д

В прошлом году в ДОУ было реализовано большое количество мероприятий:

- проект «Покормите птиц»

- проект «Огород на окне»

- открытые занятия по ознакомлению с окружающим «Извержение вулкана»

- открытое занятие «Красная книга Смоленщины»

- открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Опыты с водой»

Осенью проводиласься традиционная выставка поделок из овощей и природного материала «Огородные фантазии» с участием родителей, выставка рисунков «Моё любимое животное». На участке лепим снежные постройки и участвуем в конкурсе «Лучший снежный городок».

Педагоги в работе с родителями по экологическому воспитанию используют разнообразные формы:

- родительские собрания,

- консультации,

- привлечение к участию в праздниках, выставках, конкурсах, занятиях.

Вывод и рекомендации:

Работа по экологическому воспитанию ведется планомерно и систематически, но необходимо знакомить детей с комнатными растениями, добавить в работу игры с природным материалом, внести в развивающую среду календари природы, включить в работу с детьми экспериментальную деятельность и целевые прогулки. Работа с родителями по данному вопросу ведется, но не планомерно. В группах не достаточно созданы условия для экологического воспитания дошкольников: необходимо продумать содержание уголков природы, разнообразить игры, обновить инструменты по уходу за растениями.

4. Мозговой штурм.

а.) Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

б.) Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

в.) Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

г.) Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

5. Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными. Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?», «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым. Я поняла, что нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, желание искать истину подтолкнули меня к использованию в своей работе технологии детского проектирования.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

-активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

-осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать;

-способствуют развитию умений обобщать и анализировать;

-способствуют развитию мышления;

-помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

-развивают воображение, внимание, память, речь.

6. Экспериментирование как метод экологического образования дошкольников

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Нельзя не отметить положительного влияния опытов и экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование и опыты, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование и разнообразные опыты стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно - в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов. Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении.

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения». Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений».

Таким образом, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

7. Деловая игра /Решение педагогических ситуаций/.

Ситуации задаются командам.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Дети вышли на прогулку. После наблюдения за червяком ребенок раздавил его со словами: «Фу! Какой противный!». Воспитатель сказала: «Так нельзя делать, он полезный». Ваши слова и действия. Допустил ли воспитатель во время наблюдения ошибки? Какие?

3. Дети пришли на цветочную поляну. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей рвать цветы?

8. Синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, её обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.

Дидактический синквейн:

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Я предлагаю вам для синквейна слово «Педсовет» (сегодняшний педсовет)

* Пример педагогический синквейн на тему «Экология».

Экология,

Загрязненная, хрупкая

Охранять, беречь, создавать

Давайте будем беречь планету

Жизнь.

9. Проект решения педагогического совета

Хотелось бы закончить наш педсовет строками:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Публикации по теме:

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Фотоотчет. Уголок экспериментирования в детском саду Иванова Елена Владимировна. Поставить эксперимент - это как срезать длинный обходной.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт)Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт) Последнюю неделю мая наши педагоги решили посвятить экологическому воспитанию наших детей и выяснить, что узнали и чему научились ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет в детском саду «Экологическое воспитание на основе метода проектов и экспериментирования»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 13:24
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет в детском саду «Экологическое воспитание на основе метода проектов и экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Башина (УИ 336079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД