Валентина Алямкина
Педагогическое мероприятие с детьми по познавательному развитию «Истории наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ
«Живые истории предков»
воспитателя МБДОУ Детский сад
«Теремок» комбинированного вида
Алямкиной Валентины
Геннадьевны
Цель: формирование у детей познавательного интереса к культуре и традициям мордовского народа посредством эвристической деятельности.
Задачи:
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми по познавательному развитию „Истории наших предков“» размещена в разделах
-образовательные: познакомить детей с историческими сведениями о далеком прошлом наших предков; предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла загадок; расширять кругозор и словарный запас детей.
-развивающие : развивать у детей творческую самостоятельность, познавательный интерес к изучению истории, культуры и быта своего народа. ; фиксация детьми собственных идей через пиктограмму, рисунок.
-воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к национальному наследию предков, уважения к своему роду, семье, формировать чувство ответственности перед памятью предков, формировать художественно творческие способности
Методы: словесный, игровой, эвристический, наглядный, практический.
Приё мы: рассказ, эвристическая беседа, проблемная ситуация, игровая ситуация «Раскопки стариной посуды», интерактивная игра «Что выращивала в поле древняя мордва?», дидактическая игра «Узнай и назови крупу», словесная игра «Какая каша?»,
Предварительная работа : беседы о республике Мордовия, чтение художественных произведений, виртуальные путешествия по республике Мордовия, рассматривание иллюстраций с изображением мордовского костюма, быта, знакомство с подвижными мордовскими играми,
Материал: Макет дерево «дуб», письмо, знаки, глиняная и деревянная посуда, песочница, лопаточки и щёточки для раскопок, интерактивный рюкзак «Моя Россия», планшет, интерактивная доска, ноутбук, горшочки с крупой, интерьер избы мордовской семьи, куклы в мордовских национальных костюмах сундук, национальный мордовский костюм
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие:
В: Здравствуйте, ребята
Д: Здравствуйте.
В: - Сегодня нас встречает старый дуб-великан. Вы что-то знаете о нём?
Ответы детей
-Это дерево мира, силы и мудрости. А ещё он хранитель Мордовской земли. Под этим дубом собирались старцы, рассказывали легенды из истории наших предков, давали мудрые советы тем, кто им обращался. И вот магическая сила дуба поможет нам окунуться в прошлое, узнать много нового и интересного.
Основной этап
Создание проблемной ситуации
В: - Ребята, здесь какой-то листок. Да это же письмо! Давайте мы его откроем, наверное, это нам адресовано (дети подходят к дубу, вскрывают письмо). Да оно какое-то необычное! Как вы думаете, мы можем его прочесть?
Ответы детей
В: - А почему?
Ответы детей
В:- Действительно, вместо слов, в письме какое-то изображение. Интересно, что это может быть? Как вы считаете?
Дети рассуждают, предлагают свои варианты
В: - Вполне возможно, вы и правы, что это какой-то знак.
В: - Ребята, здесь лежат ещё какие -то знаки. А может они нам помогут расшифровать таинственный знак в письме? Давайте присядем на лужайку и рассмотрим их. Как вы думаете, на что эти знаки похожи?
Дети рассматривают, выдвигают свои варианты
В: - Интересные варианты у вас получились. А как их разгадать, чтобы быть уверенными в наших догадках?
Ответы детей
В: - Наверняка, где - то есть подсказка. Давайте, поищем (Дети находят с обратной стороны QR-код) Что это? Для чего он нужен? Где вы его видели?
Ответы детей
В: - Да, это- QR код, который можем отсканировать и узнать правильный ответ. Хорошо, что я взяла с собой нашего помощника-интерактивного рюкзачка, где есть планшет. Какой знак вы хотите разгадать первым (дети выбирают)
В: - Наводим камеру на кьюр-код, сканируем. Итак, что означает этот знак? Посмотрите на экран.
Ответы детей:-
В: - Значит, этим знаком наши предки обозначали посуду. А вам самим было бы интересно найти её и потрогать?
Ответы детей
В: - Тогда предлагаю отправиться на раскопки стариной посуды. А искать мы будем в песке, так как такие вещи чаще всего находят под большим слоем грунта. Подходим к песочнице.
- Действовать будем очень аккуратно. Станьте вокруг участка – у каждого должно быть свое место раскопки. Возьмите для работы только лопатки - щетки нам пока не нужны, приступаем к работе. У кого показалось что – то интересное, положите лопатки на место и осторожненько руками достаём находку.
- Ну что ж, давайте очистим находки от остатков грунта щеточкой. Положите щеточки на место. Давайте рассмотрим найденную посуду и расскажем о ней.
Дети рассуждают (какая посуда, из чего сделана, почему и т. д.)
- Ребята, посмотрите, на моей крынке изображен знак. Где мы его видели?
Ответы детей
- У кого ещё есть такой знак на посуде? Интересно, что это может означать? Тогда давайте мы с вами положим находки на стол и перейдем к разгадке следующего знака. Может в другом знаке откроется секрет знака в письме. Какую будем выбирать? (дети выбирают и сканируют).
В: - Что вы видите на картинке?
Ответы детей: засеянное поле.
В: - Давайте подойдём к экрану и рассмотрим картинку. Раньше наши предки, чтобы прокормить семью, большую часть своей жизни, занимались земледелием. И вся работа : пахота, сев, уборка урожая- выполнялась вручную орудиями труда, как плуг, соха. Ребята, посмотрите, что за знак на меже поля? Опять знакомый знак. Интересно, что же хочет нам дуб этим сказать?
- А вы знаете, что сеяли в своих полях древняя мордва?
Ответы детей
- А давайте мы с вами поиграем и узнаем, что они выращивали в поле
Интерактивная игра «Что выращивала в поле древняя мордва»
- Молодцы! А я вот собралась кашу варить и разложила крупу по горшочкам. Угадайте, какая крупа у меня в горшочках? (пшено, горох, перловка или овсянка)
- А сейчас вы не зевайте, скорей каши называйте. Какая каша получится из пшено (пшенная, из гороха (гороховая, а из овсянки (овсяная).
- Молодцы. Ну а теперь пришло время разгадать последний знак. (дети подходят к дубу, сканируют)
В:- Что означает этот знак? Посмотрите на экран.
Ответы детей: Дом
В: - Правильно, дом. А кто в доме живёт?
Ответы детей
В: - А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение
В: - Да, семья- это непросто родственники, живущие рядом, а близкие люди, любящие и заботящие друг о друге.
- У каждого из нас есть своя семья и у всех она разная. Как вы считаете, чем отличаются люди из разных семей?
Ответы детей
.
В: - А сейчас мы с вами подойдём к дому, где живёт дружная мордовская семья. (дети идут к дому). Как вы думаете, кто старший в семье? А кого ещё вы видите?
Ответы детей
В: - Издавна мордва считала, что в семье должно много детей, поэтому они большие. Всегда вечерами собирались вместе, резали ложки, миски из дерева, а женщины шили одежду. Правда, она нарядная?
…. А почему она кажется нам такой нарядной?
Ответы детей: потому что она украшена неповторимым ярким национальным узором.
В: - К одежде они относились бережно, так как изготавливали сами, и хранили вот таких сундуках.
В: -Ребята, посмотрите, опять этот таинственный знак. Где вы его видели?
Ответы детей: (на посуде, в поле, на сундуке)
В: Как вы думаете, что это означает, что общего между этими предметами?
Ответы детей: (один и тот же знак на этих предметах)
В: - Совершено верно, их объединяет таинственный знак в письме. Раньше у каждой мордовской семьи был свой отличительный знак. Это их фамильный знак, который отличал одну семью от другой и ставился на их имуществах, на жилище.
Заключительный этап
- Вот мы и разгадали с вами тайну знака в письме. Вам было интересно? С кем бы вы хотели поделиться новыми знаниями?
Ответы детей
-А за ваше старание, любознательность старый дуб преподносит вам подарки «свистульки». Ну а теперь пора с вами возвращаться в свою группу.