Лилия Гарифзянова
Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
Повестка дня
1. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации. Формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Публикация «Педсовет „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников
1.)«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»
2) «Мини – музей «Русская изба»
3) Проект «Город мастеров»
4) Проект «Знаменитые люди Вятского края»
5) «Дидактические игры в патриотическом воспитании дошкольников»
3. Итоги конкурса «Лучший патриотический центр в корпусе детского сада»
4. Разное
Уважаемые коллеги! Начнём с анализа решения предыдущего педсовета. Решение педсовета № 2 предлагаю считать выполненным
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам
и свободам человека.
Давайте сначала разберёмся в понятиях.
“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
"Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
«Нравственность» - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Формирование патриотических чувств должно начинаться с дошкольного возраста, а постижение культуры своего народа - со своей малой Родины, с места, где живешь. В связи с этим, и в Программе воспитания по которой мы работаем в этом учебном году, особое внимание уделяется ознакомлению дошкольников с родным городом, краем.
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Для формирования нравственно-патриотических чувств используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста :
Творческий конкурс - не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательной деятельности, где развитие получают все участники процесса : ребенок, родитель и педагог Творческие конкурсы создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка.
Праздники благотворно влияют на развитие ребенка: создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике.
Организация различных акций может пересекаться с праздниками, но существенно отличается от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что акции направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира. При проведении акции важно продумать его форму и социальный смысл, который необходимо донести до детской души. Конкретная форма проведения акции определяется календарным планом воспитательной работы ДОУ.
Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционны события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного
воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, дидактические, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята
занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные макеты, лэпбуки, экологические знаки и стенгазеты, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки:
информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные.
Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы
детей. Активно привлекаются родители для участия в ярмарках семейного творчества по различным направлениям.
Викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих
традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты, которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у
детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления.
Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
- Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг способствуют формированию интереса к произведениям детской литературы
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; творческие задания, к прослушанным музыкальным произведениям, декоративно-прикладного искусства знакомят с трудом народного мастера,способствуют освоению художественных техник (технологий) и общей ручной умелости.
- Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
- погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение, просмотр, экскурсии и пр. ;
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
- организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены смысл и действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из форм. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику, на основе наблюдения за поведением детей.
Идти надо от близкого к далекому. Педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что у каждого человека есть своя малая родина (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия).
Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны и интересны, и факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными. Педагог должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
Таким образом говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины.
2. Опыт работы педагогов представят педагоги нашего детского сада
3. В феврале этого года был проведен конкурс «Лучший патриотический центр корпуса детского сада» С итогами смотра-конкурса нас познакомит….
Решение педагогического совета:
1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя разнообразные педагогические и информационные технологии.
2. Совершенствовать работу по взаимодействию с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию;
3. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.