Приложение МААМ

Пение как один из основных способов здоовьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ

Марина Гребенюк
Пение как один из основных способов здоовьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Пение, как один из основных приемов здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ

Гребенюк Марина Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №258 г. Ижевска

ВВЕДЕНИЕ

ПЕТЬ-ЗНАЧИТ НЕ БОЛЕТЬ!

Роль музыки в нашеи жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральнои нервнои системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.

Публикация «Пение как один из основных способов здоовьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Негромкие, мелодичные, умеренно медленные и минорные произведения часто используются в лечебнои практике врачеи -психотерапевтов, так как они оказывают успокаивающее деи ствие на пациентов.

Настоящее волшебное деи ствие оказывает и песня – то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокои древности. Медики давно обратили внимание: пение оказывает на здоровье самое благотворное влияние.

Гортань – наше «второе сердце»

Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются эндорфины – вещества, которые называют «гормонами удовольствия». Благодаря им улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, повышается жизненныи тонус, происходит избавление от стрессов. Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку.

Американскими учеными, в частности, проведены исследования среди оперных певцов. Как оказалось, пение не только великолепно развивает дыхательную систему и грудную клетку (у профессиональных певцов они особенно развиты, но и становится залогом здоровья сердечнои мышцы. Подавляющее большинство профессиональных певцов имеют уровень продолжительности жизни значительно выше среднего. То есть, обратите внимание, оперные певцы – это физически здоровые люди и, как правило, живут долго.

Гортань, наш орган голосообразования, ученые образно называют «вторым сердцем» человека. Когда мы поем для собственного удовольствия или на занятиях по профессиональному вокалу, то тренировка голоса дает здоровье всему организму, словно настраивая его на нужныи лад. Например, будущим мамам специалисты рекомендуют слушать классические произведения, а вот если петь самим, то лучше колыбельные песни – спокои ные, умиротворяющие.

Для детеи пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Особенно если он посещает музыкальные занятия.

Посмотрите сколько в нашеи стране детских хоровых коллективов! И это отнюдь не случаи но, потому что коллективное пение способствует и дружбе между детьми. От сверстников таких детеи отличает положительная эмоциональность, самодостаточность. У них не возникает желания искать сомнительные стимулирующие средства, не говоря уже о пристрастии к опасным удовольствиям, в том числе наркотикам.

Обертоны для укрепления иммунитета

Голос, которыи дан человеку с рождения, представляет собои уникальнеи шии музыкальныи инструмент. Его вибрация положительно воздеи ствует на весь организм.

Каждыи звук при звучании голоса сопровождают колебания обертонов – более высоких частот. Свою роль здесь играет близкое расположение друг к другу гортани, в которои происходят эти колебания, и головного мозга. Резонируя с костями черепа и с мозгом, отвечающим и за иммунную систему человека, обертоны укрепляют защитные силы организма. Что особенно важно для ребенка. Поэтому дети, которые любят петь, значительно меньше подвержены простудным заболеваниям, чем их лишенные этого занятия сверстники.

Детскии голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебании в секунду. Кроме того что эти вибрации в целом благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации. Столь широкии диапазон колебании человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.

Пение и здоровье органов дыхания

«Искусство пения – это искусство правильно дышать», - так говорили еще во времена старои итальянскои школы вокала. И это деи ствительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких.

При бронхитах, бронхиальнои астме и пневмонии происходит перевозбуждение симпатическои нервнои системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Когда человек вдыхает, а потом задерживает дыхание – что, собственно, и наблюдается при пении – то этот отдел нервнои системы активируется и начинает лучше работать.

Известна методика лечения бронхиальнои астмы при помощи обучения пению. В практике многих преподавателеи, специализирующихся на хоровом искусстве, отмечались случаи полного исчезновения приступов у больных детеи. И уже никого не удивляет, когда ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом – деи ственная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболевании. Пение здесь необходимо как воздух, так как оно «прокачивает» трахею и бронхи, отлично вентилирует и тренирует легкие. Так, у людеи, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается. От этого запас прочности нашего организма становится значительно больше.

На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии, проводя эту работу с дошкольниками в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Программно-методическое обеспечение

Базовая программа

«Развитие» М. А. Васильева

Парциальные программы

«Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева

Дополнительная литература

«Игровая методика обучения детей пению» О. В. Карцер

«Поющая азбука» В. П. Гудимова, А. А. Лусинян

«Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянов

Гальцова Е. А. «Забавные истории обо всем на свете» .

О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.

Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:

Методическое пособие.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви тия.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЕНИЕ

Пение следует рассматривать как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья.

Пение является профилактикой простудных заболеваний - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности. Были случаи не только прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.

Таким образом, пение является основным средством здоровьесберегающих технологий музыкального воспитания.

Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь в полный голос, правильно интонировать и качественно выражать свои чувства.

Песенный репертуар включает в себя:

-упражнения для развития певческого голоса и слуха;

-детские песни для различных видов музыкальной деятельности (слушания, хорового и сольного пения, пения с движениями, игры на музыкальных инструментах с пением, музыкальной грамоты и песенного творчества).

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен мы проводим работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я использую артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, валеологические песенки-распевки и фонопедические упражнения.

Обязательное условие на занятиях – движение рук одновременно с пением. Дирижирование, активные и широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

В начале музыкальной непосредственно-образовательной деятельности мною успешно применяются валеологические песенки-распевки (например: «Доброе утро», «Здравствуй, солнце золотое»)

Цель таких распевок не только подготовка голосовых связок к пению, но и развитие звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для детей тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Для того чтобы развить и укрепить голосовой аппарат воспитанников я систематически использую фонопедические упражнения по методике Емельянова В. В. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод для приведения голосовой функции в норму. Это упражнения шумового характера и с участием голоса. Например, «Машина» – вибрация губами (Имитация вращения руля, «Дыхание дракона» - согреваем ладошки своим горячим дыханием. «Кукушечка» - звучание в головном и грудном резонаторах. Эти упражнения необычны, нравятся детям, содержат в себе оздоровительный эффект и способствуют формированию самоконтроля и уверенности в себе.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Голос звучит беспрепятственно, объёмно и ровно только при физиологически правильном дыхании. Использование дыхательной гимнастики, успешно решает задачи, поставленные нами для профилактики заболеваний органов дыхания:

1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости и устойчивости организма к простудным заболеваниям

2. Развитие дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляции и кровообращения в лёгких.

Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проходят в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу для укрепления здоровья в целом.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

• «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

• «Насос» — надуть «шарик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

• «Ветер» — передавать своим дыханием разные образы ветра (с порывами, сильного, спокойного, мягкого и т. д.);

• «Задуваем свечи на торте»

• «Нюхаем цветок»

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства ритма используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Зарядка для язычка», «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», и др., а также ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку. Упражнения выполняются с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Опыт работы показал, что эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. И, конечно же, успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий при организации детского пения стало качественное освоение детьми музыкального материала, наблюдается позитивная динамика к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повышаются показатели общего физического развития дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

«Игровая методика обучения детей пению» О. В. Карцер –«Музыкальная палитра»

Санкт-Птерьбург 2008г

«Поющая азбука» В. П. Гудимова, А. А. Лусинян, пособие для педагогов «Гном-пресс»

«Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянов

Гальцова Е. А. «Забавные истории обо всем на свете» .

Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопро вождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006.

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви тия.) - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт. -сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009.

Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. М., 1999.

О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию»Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пение как один из основных способов здоовьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 10:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пение как один из основных способов здоовьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гребенюк (УИ 161897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД