Анна Никифорова
Конспект урока по информатике «Перед каждой бусиной. После каждой бусины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Перед каждой бусиной. После каждой бусины»
Цели урока :
• Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/ после каждой».
• Определять истинность утверждений о цепочек с этими понятиями.
• Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка).
• Строить цепочку по индуктивному описанию.
Публикация «Конспект урока по информатике „Перед каждой бусиной, После каждой бусины“» размещена в разделах
- Информатика. Уроки информатики
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Устный счет. Разминка.
1) Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят,
У каждого по три лукошка. В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки – 12 котят, у каждого котенка
В зубах по 4 мышонка, и задумался Кондрат:
Сколько мышат и котят, ребята несут в Ленинград?
(Здесь нужно обратить внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали условие задачи, так как правильный ответ-ни одного котенка и мышонка не несли в Ленинград, так как шли ребята в обратную сторону, т. е. из Ленинграда)
2) У отца 6 сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца? ( 7 детей: 6 сыновей и одна дочь)
3) Что растет вверх корнем? (Сосулька)
3. Повторение пройденного
- Давайте вспомним, с кем мы познакомились на прошлом уроке? (с Робиком)
- Кто такой Робик? (Исполнитель)
- Что он выполняет? (Команды)
- А кто ещё может быть исполнителем команд? (Человек, компьютер, машина, животное)
- А как называются команды, которые исполняет Робик? (Алгоритм)
- Назовите примеры алгоритмов из своей жизни.
4. Изучение новой темы. Работа с листом определений.
Мы живём в мире постоянно повторяющихся событий и явлений. Периодические цепочки играют в нашей жизни достаточно важную роль: смена времён года, месяцев, дней недели, дня и ночи, часы, идущие по кругу, — примеры периодических цепочек, в основе которых лежит конструкция «после каждой» : после каждого дня идёт ночь, после каждого вторника — среда, после каждого января — февраль и т. д.
Тема нашего сегодняшнего урока «Перед каждой бусиной. После каждой бусины».
Откройте свои учебники на стр. 38. Давайте поработаем с листом определений.
В цепочке Ф следующая бусина после каждой зелёной треугольной – синяя.
В цепочке Ф предыдущая бусина перед каждой синей круглой – треугольная.
Эти высказывания будет истинными
Рассмотрим следующую цепочку:
В цепочке Ч предыдущая бусина перед каждой красной круглой – квадратная. И
В цепочке Ч следующая бусина после каждой красной круглой – жёлтая. Л
В цепочке Ч третья бусина после каждой синей квадратной – красная квадратная. И
Вот ещё одна цепочка:
В цепочке Я вторая бусина после каждой зеленой - красная квадратная. И
В цепочке Я предыдущая бусина перед каждой синей квадратной– красная. Л
Вот утверждения, которые не имеют смысла:
В цепочке Я предыдущая бусина перед каждой синей - зеленая квадратная.
(Не у каждой синей бусины есть предыдущая)
В цепочке Я следующая бусина после каждой красной - зеленая квадратная.
(Не у каждой красной бусины есть следующая)
В цепочке Я следующая бусина после каждой желтой - зеленая квадратная.
(В цепочке Я нет ни одной жёлтой бусины)
5. Решение обязательных бумажных задач.
1) Сейчас вы самостоятельно решите задачу № 65 на стр. 39 учебника.
Обведите зеленым карандашом в цепочке Ц вторую бусину после каждой красной треугольной.
Несмотря на то что это задача идёт сразу после листа определений, кто-то из ребят может сделать ошибку, поскольку цепочка Ц длинная и красных треугольных бусин в ней довольно много. Поэтому обратите внимание на проверку. На первом этапе такой проверки можно предложить детям сравнить число красных треугольных бусин в цепочке Ц и число бусин, обведённых зелёным. Тем ребятам, у кого эти числа совпали, можно предложить поменяться тетрадями и осуществить более подробную проверку в парах.
2) Задача 66.
Напиши в окнах в цепочке буквы так, чтобы были истинны оба утверждения:
• В этом слове предыдущая буква перед каждой буквой А – буква К.
• В этом слове буква С идет раньше буквы Л.
Дети наверняка легко справятся с этим заданием и получат в цепочке слово СКАКАЛКА. Обратите внимание на второе утверждение. Хотя дети, скорее всего, интуитивно поймут его правильно и без дополнительных рассуждений, это утверждение содержит подводные камни. С точки зрения формальной логики (и предыдущих листов определений) утверждение «В этом слове буква С идёт раньше буквы Л» означает, что в данном слове есть только одна буква С, есть только одна буква Л и при этом С идёт раньше Л. Это хороший пример, который объясняет, зачем мы постоянно обсуждаем ситуации, в которых утверждения становятся бессмысленными.
6. Физкультминутка.
В зоопарке праздник:
Слоники затопали,
Бабочки захлопали,
Зайчики запрыгали.
Мотыльки полетели
И за парты тихо сели.
7. Работа за компьютером
Откройте графический редактор Paint. Нарисуйте в нем цепочку, для которой истинны следующие утверждения:
• Длина этой цепочки равна 6.
• В этой цепочке все бусины одинаковой формы.
• В этой цепочке каждая бусина после синей треугольной- зеленая.
В результате у детей должна получится такая цепочка:
8. Решение компьютерных задач №№ 353-357.
9. Домашнее задание
Стр. 41 № 70.
10. Итог урока.
С каким новым определением познакомились?
Что будет, если у бусины нет следующей или предыдущей? (Утверждение не имеет смысла).
Урок окончен! Спасибо! До свидания!