Нина Тимофеева
Конспект занятия «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка»
Учитель-логопед МАДОУ №46 «Жемчужина»
Тимофеева Нина Филипповна
Коррекционно-образовательные:
*обучать детей пересказывать рассказ по плану;
Коррекционно-развивающие:
* пополнять словарный запас по теме: «Ягоды»;
*развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;
*закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Смородинка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Смородина, ягоды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Коррекционно-воспитательные:
*воспитывать у детей любовь к природе; самоконтроль за речью.
Оборудование: Портрет Е. Пермяка; текст рассказа Е. Пермяка «Смородинка»; иллюстрация к рассказу «Смородинка» Е. Пермяка; схема для составления стихотворения «Дидактический синквейн»; предметная картина смородины, виды смородины; картины лопуха и репейника; ягоды смородины или ветка с ягодами; баночка смородинового джема, одноразовые ложки; гуашевые краски, банки с водой, кисточки, ватные палочки, смородиновые листочки;
Ход занятия:
• Загадка:
Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный –
Висят, как чёрный виноград,
И каждый пробовать их рад! (Смородина)
Она бывает разной:
Чёрной, белой, красной.
А из ягод для ребят
Готовят мусс и мармелад. (Смородина)
• Объявление темы занятия. Показ портрета Е. Пермяка.
Знакомство с рассказом «Смородинка».
Словарная работа: черенки, палисадник, изба, репейник, дёрн, колышки:
• Чтение рассказа «Смородинка». Ответы на вопросы по содержанию рассказа.
- Как зовут девочку? (Танюша)
- Что принёс Танюшин отец домой? (Черенки)
- Что будут делать они с черенками?
Показ картины черенков. Закрепить произношение слова. Что спросила Таня? Как объяснил папа Тане, откуда пойдут корешки, откуда пойдут листочки и веточки? (Из нижних почек пойдут корешки, из верхних почек пойду ветки, вырастет смородиновый куст).
- Как Таня решила проверить, что сказал папа? (сама решила смородинку вырастить).
Где она решила посадить черенки? (В палисаднике, перед избой, перед самыми окнами). Объяснение слов изба, палисадник.
- Что росло в палисаднике? (лопухи, репейник). Объяснение слова репейник, показ картинки.
- Кто помог Тане? (Бабушка).
Как Таня с бабушкой подготовили землю для посадки? (повыдергали лопухи да репейники, сняли дёрн, разбили комья.) Дёрн – объяснение значения слова.
- Какая стала земля? (Мягкая да рыхлая).
- Что дальше делала Таня? (Разметила шнурком и колышками вскопанную землю, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать).
- Что выросло из ростков к осени? (Небольшие кустики).
- Когда зацвели кустики и дали первые ягоды? (Через один год, по маленькой горсточке с каждого куста).Горсточка – объяснить слово.
- Что испытала Таня, когда увидела свои плоды и собрала смородину? (Радость).
- Как радовались люди, глядя на девочку? Что они говорили? (Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт! Настойчивая, работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе).
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Пересказ рассказа детьми («Цепочкой») с использованием опорных картин или картинного плана, устного словесного плана.
1. Папа принёс черенки.
2. Таня с бабушкой готовят в палисаднике землю.
3. Посадка черенков.
4. Черенки выросли.
5. Смородина дала плоды.
6. Сбор урожая.
- Что будет делать Таня со своим урожаем? ( варианты ответов детей: угостит папу, маму, бабушку. Можно сварить компот, варенье, джем морс и т. д.).
Компот смородиновый. Варенье смородиновое. Джем смородиновый. Морс смородиновый.
- Чем полезна смородина? (это кладезь витаминов. Ягоды смородины полезны для глаз, мозга, пищеварения, лёгких).
- Виды смородины (Чёрная, красная, белая). Показ картин с видами смородины.
Рисование смородины детьми (гуашевыми красками, с использованием ватных палочек).
Составление стихотворения про смородину в форме дидактического синквейна.
Образец:
Смородинка.
Чёрная, спелая.
Посадили, поливали, ждали.
Из маленьких черенков выросли вкусные ягоды!
Полезная ягода!
Смородинка.
Чёрная, вкусная, крупная.
Посадили, ухаживали, растили.
Я очень люблю чёрную смородинку.
Витаминки!
Сюрпризный момент: настоящие ягоды смородины. Джем из смородины. Дети дегустируют джем.
Рефлексия.
1. - Какой рассказ мы сегодня слушали? («Смородинка»).
- Кто автор рассказа? (Е. А. Пермяк).
2. Выставка рисунков детей.